Коллекция онлайн

Воскресение — сошествие во Ад, с избранными святыми

Псков. Середина — третья четверть XV века


+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

При поступлении в мастерскую авторская живопись иконы находилась под сплошной записью. Первое пробное раскрытие выполнено на изображении двух фигур (Соломона и Давида) слева от Адама. Второе пробное раскрытие – на поле и изображении избранных святых внизу в правой части иконы. В результате пробных раскрытий было установлено, что живопись оригинала в целом имеет хорошую сохранность, не считая незначительных потертостей и смытостей красочного слоя при поновлениях.

Комплекс проведенных мероприятий:

Раскрытие производилось механически, скальпелем, в сочетании с растворителем и подсолнечным маслом. Некоторые утраты живописи тонированы акварелью на старой олифе, после чего поверхность иконы притерта мастичным лаком. В ходе работы установлено, что икона подвергалась поновлениям дважды, с искажением рисунка и размера фигур. Первое поновление – сплошная запись, лежащая уже на потемневшей олифе. При первом поновлении нимбы вторично покрыты золотом, а поля и фон – темно-коричневым тоном. Второе поновление, конца XIX – начала XX века, коснулось только отдельных частей иконы. При этом размеры нижнего ряда фигур избранных святых были сильно уменьшены за счет увеличения площади позема. Золотые нимбы переписаны разбельной охрой с белыми обводками. По записи были сделаны грубые белильные надписи.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 25.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: