Сретение, из праздничного чина
Середина XVI века
- Дерево, левкас, темпера. 94,6 х 76,6 х 2,6
- ДРЖ-3164
Пост. в 1957 г. из Успенского собора города Тихвина- Происходит из Успенского собора Большого Тихвинского монастыря
-
Сведения о реставрации:
Пробное раскрытие: Никканен Х. (1984) - Расширение пробного раскрытия: Попова Г.Н. (1985)
- Полное раскрытие: Бушуев М.М. (2013)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Состояние сохранности до реставрации:
Икона находилась под сплошной записью и слоем потемневшей олифы.
Комплекс проведенных мероприятий:
Перед началом реставрационных работ икона исследовалась в отделе технологических исследований ГРМ в лучах инфракрасного спектра, рентген-лучах, а также визуально под микроскопом МБС-10. Пробное раскрытие слева на поле с заходом в средник на изображение Симеона Богоприимца было выполнено в 1984 г. Х. Никканен. Частичное раскрытие – у правого края иконы с захватом полуфигуры Симеона и почти всей фигуры Младенца-Спасителя (16х24 см) – в 1985 г. выполнила Г. Н. Попова. Сплошная запись на иконе включала в себя два разновременных слоя. Первый поновительский слой XVII в. – это плотная темперная запись, которая лежала непосредственно на потертой авторской живописи. Прослойка тонкой авторской олифы сохранилась фрагментарно. Вторая запись (более поздняя) может быть датирована XIX веком и по характеру была больше похожа на тонкие масляные прописки. Она имела рыхлую структуру с крупными разрывами красочного слоя. К этому же времени относятся поновительские фоны с левкасным орнаментом. Авторское золото фона и нимбов утрачено при поновлениях, поэтому на этих участках оставлен промежуточный слой более позднего золота удовлетворительной сохранности. В отличие от перезолоченных нимбов и фона сильно потертые золотые поля при поновлениях были выкрашены темной сине-зеленой краской, которая в процессе расчистки удалялась полностью. В местах утрат авторского красочного слоя оставлены поздние записи. Работы по раскрытию велись под микроскопом, микроскальпелем, всухую. Левкасный орнамент растачивался всухую пемзовым карандашом, с последующей довыборкой микроскальпелем под микроскопом.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 40.