Коллекция онлайн

Сретение, из праздничного чина

Середина XVI века

  • Дерево, левкас, темпера. 94,6 х 76,6 х 2,6
  • ДРЖ-3164

  • Пост. в 1957 г. из Успенского собора города Тихвина

  • Происходит из Успенского собора Большого Тихвинского монастыря
  • Сведения о реставрации:

    Пробное раскрытие: Никканен Х. (1984)
  • Расширение пробного раскрытия: Попова Г.Н. (1985)
  • Полное раскрытие: Бушуев М.М. (2013)

В основу композиции положен текст Евангелия от Луки, повествующий о встрече (сретении) в храме младенца Иисуса праведными Симеоном Богоприимцем и пророчицей Анной, что было связано с ветхозаветным законом о посвящении всех первенцев мужского пола Господу, данным еврейскому народу через Моисея и свято соблюдавшимся всеми благочестивыми иудеями (Исх. 13, 2; 22, 29). Эта встреча ознаменовала собой свершение пророческих предсказаний о грядущем явлении Мессии – искупителя мира.

„А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, / Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу; / И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня“. Лк. 2, 22–38. Иисус Христос. СПб, 2000. С. 81.

Праздник Сретения относится к числу Великих (Двунадесятых) и отмечается Православной Церковью 2/15 февраля.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Икона находилась под сплошной записью и слоем потемневшей олифы.

Комплекс проведенных мероприятий:

Перед началом реставрационных работ икона исследовалась в отделе технологических исследований ГРМ в лучах инфракрасного спектра, рентген-лучах, а также визуально под микроскопом МБС-10. Пробное раскрытие слева на поле с заходом в средник на изображение Симеона Богоприимца было выполнено в 1984 г. Х. Никканен. Частичное раскрытие – у правого края иконы с захватом полуфигуры Симеона и почти всей фигуры Младенца-Спасителя (16х24 см) – в 1985 г. выполнила Г. Н. Попова. Сплошная запись на иконе включала в себя два разновременных слоя. Первый поновительский слой XVII в. – это плотная темперная запись, которая лежала непосредственно на потертой авторской живописи. Прослойка тонкой авторской олифы сохранилась фрагментарно. Вторая запись (более поздняя) может быть датирована XIX веком и по характеру была больше похожа на тонкие масляные прописки. Она имела рыхлую структуру с крупными разрывами красочного слоя. К этому же времени относятся поновительские фоны с левкасным орнаментом. Авторское золото фона и нимбов утрачено при поновлениях, поэтому на этих участках оставлен промежуточный слой более позднего золота удовлетворительной сохранности. В отличие от перезолоченных нимбов и фона сильно потертые золотые поля при поновлениях были выкрашены темной сине-зеленой краской, которая в процессе расчистки удалялась полностью. В местах утрат авторского красочного слоя оставлены поздние записи. Работы по раскрытию велись под микроскопом, микроскальпелем, всухую. Левкасный орнамент растачивался всухую пемзовым карандашом, с последующей довыборкой микроскальпелем под микроскопом.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 40.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: