Коллекция Государственного Русского музея

Рождество Богоматери

Новгородские или тихвинские мастера. Между 1640 и 1648


Опись 1640 года фиксирует в иконостасе Успенского собора Тихвина 16 праздничных образов, привезенных сюда в 1623 году и ранее принадлежавших храмовому ансамблю Коневецкого монастыря (Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 2. Д. 6 Л. 4). Однако в 1648 году в нем было уже 19 праздников (там же. Д. 102. Л. 15 об). Три новые иконы потребовались для увеличения длины праздничного яруса, отличавшегося от других рядов на 2,5 метра. После установки в храме новой резной рамы иконостаса в него вошли лишь 14 образов (там же. Оп. 4. Д. 2. Л. 5 об — 6); три из них оказались памятниками XVII века: помимо данной иконы, «Успение» (ДРЖ-3171) и «Вход в Иерусалим» (ГРМ, инв. № ДРЖ-3166).

Документы тихвинского архива не сохранили имени мастера, исполнившего икону. Она демонстрирует своеобразный художественный стиль, восходящий к новгородскому искусству позднего XVI — первых десятилетий XVII века, который можно связывать с особенностями сложения местного тихвинского иконописания. Ориентацией на традиционность письма объясняется архаичность художественного языка данной иконы: монументальность образного решения, упрощенный колорит, построенный на чистых и немногочисленных цветах, создающих контрастные сочетания.

Заметно укрупненные, большеголовые и малоподвижные фигуры плотно вписаны в затесненное иконное пространство, максимально заполненное архитектурными кулисами, в которых расположены отдельные мизансцены. Постройки весьма простых форм, обильно украшенные орнаментами, полностью отгораживают композицию от фона, лишая действие какой-либо протяженности. Почти двумерные палаты с узкими крышами, арочные конструкции с перекинутым велумом, напоминающие сценические декорации, даже характерный рисунок ткани с черными отметинами повторяют новгородские иконы предшествующего времени.

Типично и плоское личное письмо, однотонно моделированное светлыми охрами без притенений, лики с крупными чертами, широко раскрытыми глазами, акцентированными еще и темными графическими описями. Застывшие выражения однообразных ликов встречаются в искусстве широкого ареала новгородских и северных провинций первой половины XVII века. «Рождество Богоматери» отличается от типично тихвинских произведений второй половины столетия, и, в силу отсутствия данных о происхождении мастеров, живших и трудившихся в Тихвине в 1620–1640-е годы, нельзя исключить, что это были выходцы из самого Новгорода.

И. А. Шалина // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 168.

Реставрирована частично в ГРМ в 1997-1999 А. И. Васильевым, в 2004-2006 – Д. Ю. Прончатовым, полностью –в 2008-2016 – И. А. Ратниковым.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Щит иконы из двух досок, шпонки врезные, встречные, сквозные. Трещины основы, сколы, вмятины древесины по всей поверхности щита. Тыльная сторона закрашена красно-коричневой краской. В верхней части лицевой стороны иконы трещины основы. В верхней части, в левом нижнем углу значительные утраты грунта и красочного слоя до основы. Небольшие утраты красочного слоя по всей поверхности. На нераскрытом участке грунт и красочный слой имели кракелюр с приподнятыми краями и отставаниями от основы. Авторская живопись находилась под слоями поздних записей. Покровный слой потемневший, сгрибленный. Сильные поверхностные загрязнения, следы потёков. В левом верхнем углу оставлен промежуточный слой позолоты с остатками лепного орнамента.

Комплекс проведенных мероприятий:

Перед раскрытием участок грунта и красочного слоя укреплялся. Раскрытие выполнялось под микроскопом, с помощью микроскальпелей. В процессе раскрытия выяснилось, что авторскую живопись перекрывали слои записи – нижний твёрдый темперный и верхний масляный. Темперная запись очень твёрдая, приходилось её утоньшать до полупрозрачного состояния, чтобы выявить сохранность авторского красочного слоя. Если начинала просматриваться утрата авторского красочного слоя, то в ней оставлялась поздняя запись. Авторская позолота на фоне лежала под двумя слоями позднего золочения. После раскрытия открылся авторский красочный слой (под тонким покровным слоем) в хорошей сохранности. Утраты авторского грунта восполнены  реставрационным грунтом. Утраты красочного слоя и реставрационный грунт тонированы акварелью. Лицевая сторона покрыта реставрационным лаком.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 49.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: