Богоматерь Муромская
Неизвестный иконописец. Конец XVII — начало XVIII века
- Дерево, доска цельная, ковчег, две врезные встречные шпонки Тыльная сторона обтянута коричневой шелковой камкой, левкас, темпера. 31,2 × 26,5 × 3,1
- ДРЖ-691
Пост. в 1934 из ЦГРМ
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Авторские подписи на иконах мастеров Оружейной палаты и ее круга были не только свидетельством роста самосознания художника, но также носили утилитарную функцию, в частности позволяли лучше регламентировать деятельность мастерской. Наличие подписей, в которых обыкновенно содержатся сведения о мастере, дате создания иконы, иногда о заказчике, делавшихся, как правило, иконописцами собственноручно, снимает многие вопросы атрибуции памятников. Сложнее обстоит дело с иконами без автографов.
В Русском музее хранится несколько произведений конца XVII — начала XVIII века, связанных со стилем искусства Симона Ушакова и художников его круга.
Богородичный иконографический тип, которому присвоено название «Богоматерь Муромская», встречается в искусстве мастеров Оружейной палаты, и наиболее ярким его примером является икона Симона Ушакова 1677 года (частное собрание), имеющая тот же размер, что и «Богоматерь Муромская» из коллекции Русского музея.
Трудившийся в традициях Оружейной палаты неизвестный иконописец создал запоминающийся художественный образ. Обращает на себя внимание неестественно спрямленная линия предплечья Богомладенца, будто намеренно противопоставленная доминирующим в композиции плавным контурам, а также «набрызги» золота вместо ассиста или пробелов на рубашке Христа — прием, бывший в ходу у иконописцев, работавших в стилистике «живоподобия».
П. В. Западалова. «Живоподобный» стиль в произведениях изографов Оружейной палаты и ее круга // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 68.