Коллекция онлайн

Оружейная палата. Москва
Неизвестный иконописец

Богоматерь Муромская

Конец XVII — начало XVIII века


Авторские подписи на иконах мастеров Оружейной палаты и ее круга были не только свидетельством роста самосознания художника, но также носили утилитарную функцию, в частности позволяли лучше регламентировать деятельность мастерской. Наличие подписей, в которых обыкновенно содержатся сведения о мастере, дате создания иконы, иногда о заказчике, делавшихся, как правило, иконописцами собственноручно, снимает многие вопросы атрибуции памятников. Сложнее обстоит дело с иконами без автографов.

В Русском музее хранится несколько произведений конца XVII — начала XVIII века, связанных со стилем искусства Симона Ушакова и художников его круга.

Богородичный иконографический тип, которому присвоено название «Богоматерь Муромская», встречается в искусстве мастеров Оружейной палаты, и наиболее ярким его примером является икона Симона Ушакова 1677 года (частное собрание), имеющая тот же размер, что и «Богоматерь Муромская» из коллекции Русского музея.

Трудившийся в традициях Оружейной палаты неизвестный иконописец создал запоминающийся художественный образ. Обращает на себя внимание неестественно спрямленная линия предплечья Богомладенца, будто намеренно противопоставленная доминирующим в композиции плавным контурам, а также «набрызги» золота вместо ассиста или пробелов на рубашке Христа — прием, бывший в ходу у иконописцев, работавших в стилистике «живоподобия».

П. В. Западалова.  «Живоподобный» стиль в произведениях изографов Оружейной палаты и ее круга // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 68.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

По иконографии восходит к чудотворному образу «Богоматери с младенцем», согласно легенде, в начале XII в. принесенному из Киева в Муром благоверным князем Константином Святославичем и впоследствии находившемуся в кафедральном соборе Рязани. Главный источник сведений об образе — «Житие муромских чудотворцев князя Константина и чад его, Михаила и Феодора» — приписывает иконе чудесное обращение муромцев в православную веру, происшедшее по молитве князя Константина Христу и Богоматери.

Двумя столетиями позже, в конце XIII в., святым Василием, епископом Муромским, подвергшимся ложным наветам горожан, икона была перенесена в Рязань. Необычные обстоятельства путешествия святого, приплывшего к Рязани на собственной мантии вверх по течению реки Оки, были признаны явным доказательством невиновности оклеветанного иерея, знаком особой милости к нему Богоматери.

Содержащая рассказ о знамениях чудотворности иконы, легенда о «Муромском» образе не сохранила сведений о его иконографии. Находившаяся в начале XX в. в Рязанском кафедральном соборе икона, считавшаяся «молением святого Василия, епископа Муромского и Рязанского», в действительности относилась к XVII в. И большинство икон данного иконографического извода, хранящихся ныне в музейных собраниях России, датируется XVI–XVII столетиями. Между тем, достаточно раннее появление изображений типа «Муромской Богоматери», отличительной особенностью которых является поза младенца Христа, полулежащего на руках матери, не подлежит сомнению. Об этом свидетельствует, в частности, происходящий из афонского монастыря Святого Пантелеймона панагиар конца XII в., упоминающий в надписи имя византийского императора Алексея Комнина Ангела (1195–1204). Самый характер предмета, украшенного изображением Богоматери отмеченного извода, недвусмысленно указывает на литургическое осмысление подобных образов.

Надежда Пивоварова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 174.

Выставки:  «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: