Богоматерь Палестинская
Первая четверть ХVII века
- Дерево, доска цельная, две встречные профилированные шпонки (хiх века), паволока, темпера. 40 × 30,6 × 2,3
- ДРЖ-1047
Пост. в 1922 из Строгановского дворца в Петрограде; с 1847 — в собрании графа С. Г. Строганова- Происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске
-
Сведения о реставрации:
Реставрирована до поступления в музей, - повторно в ГРМ: Попова Г.Н. (1981–1982)
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
К числу редких относится образ Богоматери Палестинской, источником иконографии которого послужила икона из церкви Мадре дела Консолацьоне в Риме. По-видимому, первая икона подобного типа была привезена на Русь из Святой земли, откуда и пошло ее название.
Несмотря на использование западного образца, художник сохраняет традиционную иконописную технику. Ее автор, как следует из надписи на обороте, — Семен Хромой (Хромец). Годы его жизни неизвестны. Числился кормовым иконописцем московской Оружейной палаты. Документы дворцовых приказов сообщают, что он работал в Московском Кремле и в 1621 году вместе с Прокопием Чириным, Назарием Истоминым Савиным и Иваном Паисеиным расписывал Постельную палату и Столовую избу государя Михаила Федоровича.
По заказам Н. Г. Строганова художник писал иконы для его пермских вотчин. Его живописи свойственен монументальный характер, и икона может быть отнесена к строгановскому стилю с большой долей условности.
На тыльной стороне надпись: «Писмо Семена Хромца оклад медян».
Реставрирована до поступления в музей, повторно в ГРМ в 1981–1982 Г. Н. Поповой.
Т. Б. Вилинбахова, О. В. Клюканова. «Тогда бо мятежные времена были…» Рубеж столетий. Искусство строгановских мастеров // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 15.