Деяния пророка Ионы
Первая четверть ХVII века
- Дерево, доска цельная, две встречные дубовые шпонки (xix века), паволока, темпера. 35,4 × 29 × 2,2
- ДРЖ-2054
Пост. в 1922 из Строгановского дворца в Петрограде; с 1847 — в собрании графа С. Г. Строганова- Происходит из Благовещенского собора в Сольвычегодске
-
Сведения о реставрации:
Реставрировалась до поступления в ГРМ
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Ветхозаветный пророк Иона, один из 12 малых пророков, согласно святоотеческой литературе, жил в VIII веке до н. э., при царе Иеровоаме II. По некоторым другим источникам, его деятельность относится ко времени царя Ахава (IX век).
На иконе представлен крайне редкий в иконописи сюжет, связанный с историей ассирийского города Ниневии. Плоскость ковчега диагонально делится на две части, разделенные линией морского берега. В левой части изображен корабль, попавший в бурю по вине Ионы, который ослушался повеления Бога идти проповедовать в Ниневию и бежал «от лица его». Чтобы спасти корабль, Иона просит бросить себя в море. Подплывший кит поглощает его. Три дня и три ночи молится Иона во чреве кита, и Бог, умилостивившись, повелевает киту выпустить пророка на сушу около Ниневии.
На иконе Иона показан четырежды: его бросают в море, его поглощает, а затем извергает кит, наконец, он сидит на суше, под деревом, в момент Божественного откровения. Почти всю правую часть иконы занимает изображение жителей Ниневии, молящихся Господу, а также «постящегося» и «кающегося» скота. Вверху, во славе, — Христос, благословляющий уверовавших и протягивающий им Евангелие. На верхнем поле в центре надпись: «О пророчестве Ионине и о Ниневии граде». Вокруг нее, а также в центре под изображением Христа и на нижнем поле помещен библейский текст из книги пророка.
В иконе очень силен элемент назидательности, воспринятый от искусства второй половины ХVI века. История пророка Ионы, раскрывавшая темы греха и покаяния, вызывала интерес в эпоху Иоанна Грозного. Миниатюра с историей пророка Ионы помещена также в тексте Космографии Козьмы Индикоплова середины XVI века (РГБ. МДА. Ф. 173. № 102. Л. 101 об.).
Икона демонстрирует дальнейшее развитие иконографии сюжета. Важно отметить введение изображения Христа, отсутствующего в миниатюре. По манере исполнения икона ближе всего к работе мастера Первуши «Избиение святых отец в Синае и Раифе».
Реставрировалась до поступления в ГРМ.
Т. Б. Вилинбахова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 18.