Коллекция онлайн

Ангел "Златые Власы" (Архангел Гавриил)

Новгород. XII век


Икона является одной из древнейших русских домонгольских икон. По-видимому, еще в XVI веке произведение оказалось в Москве и на протяжении последующих столетий входило в убранство одного из храмов Московского Кремля. Возможно, оно было привезено из Новгорода в годы правления Ивана Грозного, неоднократно разорявшего этот город и вывозившего в столицу все его важнейшие святыни. Учитывая основные направления богословской мысли позднего XII века, можно думать, что в древности икона была частью оглавного деисусного чина, написанного на отдельных досках и предназначенного для убранства темплона алтарной преграды.

Монументальность образа, тип широкого скульптурно вылепленного лика с крупными чертами и полными щеками, рисунок увеличенных миндалевидных глаз обнаруживают разительное сходство с отдельными ликами росписей капеллы Богородицы на Патмосе. Но еще ближе стилю и образу иконы одна из манер в росписи новгородской церкви Спаса Преображения на Нередице (1199). Не исключено, что «Ангел Златые власы» был одной из деисусных икон, стоявших на алтарной преграде этого храма. Историческая ситуация в Новгороде на рубеже XII–XIII веков, сильное влияние монументального искусства Византии объясняют появление в местной культуре памятника, отразившего ведущие стилистические течения и художественные вкусы, сложившиеся в столице в эпоху около 1200 года. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 38.

Древнейшая икона в собрании Русского музея, является одним из самых ярких памятников домонгольского времени. Большинство исследователей относят это произведение к новгородской школе иконописи. Икона изображает Архангела Гавриила, который "един от великих князей небесных ... искони посылаем был Богом на Землю, он принес Адаму в Рай заповедь не вкушать от дерева познания добра и зла, ... он благовествовал Марии".

Характер образа и особенности письма свидетельствуют о глубокой связи с традициями искусства Византии. Золотые нити волос – символ величия и бессмертия в искусстве античного мира. Икона, очевидно, предназначалась для алтарной преграды и входила в состав деисусного чина.

Деисус (греч. – моление) – композиция из трех (или более) икон, воплощающая мысль о заступничестве Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, других святых перед Христом за грешное человечество. Икона реставрирована до 1926.

Видеоэкскурсия на русском жестовом языке (РЖЯ) с субтитрами

  Икона «Архангел Гавриил («Ангел Златые Власы»)

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: