Коллекция Государственного Русского музея

ок. 1370 – ок. 1425

Апостол Павел

Около 1408


Изображения апостолов Петра и Павла входили в большой живописный ансамбль — иконостас Успенского собора во Владимире. Согласно летописному известию иконостас, как и фресковая роспись собора, был исполнен в 1408 году по велению великого князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) московскими мастерами Даниилом Черным и Андреем Рублевым.

Иконостас Успенского собора — самый большой из известных нам памятников этого типа. Сохранились иконы из трех ярусов — деисусного, праздничного и пророческого. Возможно, был еще и четвертый, праотеческий. Размеры икон очень велики: в деисусном ряду они имеют высоту более трех метров. Значительной была и длина иконостаса. Деисусный ряд состоял из пятнадцати или, как полагают, из двадцати одной иконы. Иконы апостолов Петра и Павла составляли часть деисусного чина. Его название происходит от греческого «деисис», то есть «моление, прошение». Деисус выражал идею заступничества и милосердия. Фигуры святых в этом ряду обращены к центру — сидящему на троне и в славе Христу. Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил и другие святые представлены склонившимися и пребывающими в состоянии длительного и глубокого размышления. 

В сложившейся иконографии апостол Павел изображался с закрытой книгой (Евангелием) – символом осмысления учения Христа и одновременно свидетельством сочинений самого Павла, его посланий первым христианам. При сохранении единства всего ансамбля подчеркнуты индивидуальные, точные и проникновенные характеристики святых.

Ясный, четкий силуэт и отсутствие деталей объясняются тем, что иконы писались для верхней, наиболее удаленной от зрителей части иконостаса. Образ апостола Павла из иконостаса Успенского собора отличается особой значительностью и величием, гармонически сочетающимися с выражением мягкости и созерцательного покоя. Его фигура с большим мастерством вписана в удлиненную доску, силуэт очерчен свободной и гибкой линией, в цветовой гамме сочетаются звучные и чистые тона киновари, темной зелени, золотистой охры. Большинство исследователей склонны видеть в этой иконе произведение самого Андрея Рублева.

В 1920-е годы, после реставрации, иконостас был передан частично в Русский музей, частично в Третьяковскую галерею.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: