Коллекция онлайн

Вторая половина XIX века, Мстера — 1903, Москва

Рождество Христово

Иконы-минеи из церкви Мраморного дворца. Конец XIX — начало XX века


„Пядничные“ иконы из церкви Мраморного дворца относятся к большой годовой серии икон-миней, состоявшей из трех с половиной сотен произведений, которая была исполнена для великого князя Константина Константиновича в знаменитых московских иконописных мастерских И. С. Чирикова и М. И. Дикарева.

Традиция икон-миней, иллюстрирующих ежедневное богослужебное последование в течение всего церковного года, идет из средневекового византийского искусства. Иконы-святцы могли представлять миниатюрные изображения святых и праздников на все дни года; распространены были циклы из двенадцати месячных икон-миней, на каждой из которых помещалось тридцать (тридцать одно) изображение согласно церковному календарю каждого месяца.

Особую группу минейных икон составляли так называемые иконы-таблетки, тонкая основа которых покрывалась левкасом и живописью с обеих сторон. Такие легкие двусторонние иконы могли в древности исполнять роль иконописного подлинника, то есть канонического образца для иконописцев. Но их основное предназначение состояло в том, чтобы в храме всегда была икона праздника или святого, день памяти которого отмечался в каждый из дней года. Такая икона ежедневно выкладывается в храме на аналой для специального поклонения, и именно таково было предназначение икон, исполненных для церкви Мраморного дворца. Об этом недвусмысленно свидетельствуют исполненные крупными, хорошо читаемыми буквами надписи на нижнем поле каждой иконы с указанием месяца и дня празднования святому, представленному в среднике.

Известно, что великий князь Константин Константинович был человеком глубоко верующим и точно исполняющим церковные установления. В его рабочем кабинете было скрытно устроено небольшое помещение личной молельни, в которую он мог удалиться в любой час дня. В этом помещении, скорее всего, и ставилась ежедневно икона того святого, что поминался в этот день православной церковью.

Все небольшие „пядничные“ образа хранились, по-видимому, в помещениях домовой церкви. В настоящее время значительная часть этого комплекса хранится в петербургских музеях. Более двухсот икон находится в ГМИР, остальные — в ГРМ и ГЭ.

Обращение к творчеству Иосифа Чирикова и Михаила Дикарева характеризует и художественную „чуткость“ великого князя Константина. Именно эти два мастера выделяются своим искусством среди лучших иконописцев своего времени. Самые ранние из датированных икон серии относятся к 1880-м годам; самые поздние — к 1903 году. Ирина Сосновцева // Религиозный Петербург. СПб. 2004. С. 284.

Возвращаясь к истории церкви Введения во храм в Мраморном дворце, отметим, что на 80–90-е годы XIX века и первые годы следующего столетия приходится исполнение грандиозной серии икон-святцев, охватывающей все дни целого года и насчитывавшей около 370 произведений. Этот великокняжеский заказ получили лучшие московские мастерские М. И. Дикарева и И. С. Чирикова. Оба они были выходцами из Мстеры и набирали своих работников из числа искуснейших мстерских „старинщиков“. Все иконы-минеи отличаются высоким качеством иконописной техники и особой тонкостью любовной стилизации, которая удивительным образом сплавляла благородство древней традиции и легкое, но все же заметное влияние модерна. Ирина Сосновцева. Икона в Петербурге // Религиозный Петербург. СПб. 2004. С. 484.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: