Челюскинцы № 4
Из серии «Челюскинцы». 1988
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- КатегорияИсторический сюжет
- Поделиться
Пароход, названный в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семена Челюскина (1700? — 1764/1766?), вышел из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года. Предполагалось, что пароход откроет регулярную навигацию по Северному морскому пути и тем самым подтвердит приоритет Советского Союза в Арктике. Но 23 сентября он был заблокирован льдами в Чукотском море и дрейфовал почти пять месяцев. 13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. Люди сошли на окружающие льды, им удалось даже перенести кирпичи и доски, из которых они построили бараки. В результате катастрофы на льду оказались 104 человека, в том числе дети. Трагедия в Беринговом проливе всколыхнула всю страну. В Москве был создан штаб по спасению челюскинцев. Эвакуацию решено было осуществлять с помощью авиации. С 5 марта по 13 апреля 24 рейсами челюскинцы были вывезены на материк летчиками Анатолием Ляпидевским, Василем Молоковым, Николаем Каманиным, Маврикием Слепневым, Михаилом Водопьяновым и Иваном Дорониным. 19 июня 1934 года в Москве участники экспедиции были торжественно встречены руководителями государства и жителями столицы. Летчики, снявшие челюскинцев со льдины, стали первыми Героями Советского Союза. К берегам Антарктиды и Арктики». СПб, 2019. С. 48.
Эпопея ледокола «Челюскин», за спасением экипажа которого в начале 1934 года следил весь Советский Союз, нашла широкое отражение в разных видах искусства. <…> А на исходе 1980-х годов этой же теме посвятил свою серию Олег Маслов, раскрывая эпизоды похода ледокола и спасения его экипажа в игровой манере, не лишенной иронии в отношении официальной историографии челюскинской эпопеи. (НТ-1929, НТ-1930, НТ-1931, НТ-3370). Руслан Бахтияров. К берегам Антарктиды и Арктики || К берегам Антарктиды и Арктики». СПб, 2019. С. 7.