Сбор ягод
Вторая треть XX века
- Холст, масло. 177,5 х 77,5
- Ж-623
- Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина
- Поделиться
И. С. Горюшкин-Сорокопудов принадлежал к поколению русских художников, продолжавших работать в русле русского модерна даже в условиях идеологизации отечественного искусства. В суровые 1930-е годы основной движущей силой его творчества была любовь к человеческой личности.
Жизнь и творчество Горюшкина-Сорокопудова, неразрывно связаны с Астраханью. Уроженец села Нащи Тамбовской губернии, он очень рано осиротел и воспитывался дальними родственниками, саратовскими мещанами Сорокопудовыми. Повзрослев, стал подрабатывать при буфете на пароходах, ходивших от Саратова до Астрахани и вверх по Волге. В одном из таких рейсов «буфетного мальчика» и его рисунки приметил известный путешественник, доктор медицины П. Я. Пясецкий. Он рекомендовал юноше поступать учиться к П. А. Власову в Астрахань. Одновременно с Горюшкиным у Власова в то время обучался Б. М. Кустодиев.
С 1908 года до последних дней жизни художник постоянно проживал в Пензе, где преподавал в Художественном училище имени К. А. Савицкого, а летом выезжал на дачу в Ивановку. Там он писал сочные по колориту жанровые сцены из жизни местных жителей.
Работа «Сбор ягод» была подарена Астраханской картинной галерее самим автором в 1954 году. Картина наполнена светом и движением. Спелые ягоды, пересыпающиеся из молочно-белой миски в берестяной туес, придают композиции ощущение динамики, а освещённые ярким солнцем улыбающиеся лица селянок наполняют полотно оптимизмом.