Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина

1925, Москва – 1998, Москва

Портрет Карена Хачатуряна

1985


Художник Сергей Тутунов и композитор Карен Хачатурян лично знали друг друга. Во время слежки за Тутуновым Хачатурян был вызван для написания доноса в Министерство государственной безопасности. Несмотря на шантаж, композитор отказался доносить на художника. Возможно, определённую роль сыграл тот факт, что их отцы были одноклассниками в Тифлисской гимназии.

Спустя несколько десятков лет уже признанный портретист Тутунов написал портрет Хачатуряна. В 1990 году этот портрет был передан в Астраханскую картинную галерею. 

По словам художника, одним из главных ориентиров в портретном искусстве для него были Рембрандт и Веласкес. Портрет Карена Хачатуряна выполнен в тёмных приглушённых тонах, как и многие портреты, созданные старыми мастерами.

К моменту написания портрета народный артист РСФСР К. С. Хачатурян был уже признанным советским композитором. Он был автором многочисленных камерно-инструментальных произведений. Художественные фильмы, музыку к которым написал Хачатурян («Дети Памира», «Семь нянек», «Вий», «Единственная дорога» и др.), стали классикой советского кинематографа также, как и мультипликационные фильмы («Лесные путешественники», «Чиполлино», «Тимошкина ёлка», «Футбольные звёзды» и др.).

Примечательно, что портрет Хачатуряна был написан не на заказ. Как и большинство других портретов, художник создал его для себя. В центре его внимания не выдающийся деятель эпохи, а прежде всего человек с его внутренним миром, переживаниями и жизненным опытом.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: