Белгородский государственный художественный музей

1941, с. Рождественка Курская область (ныне Белгородская) область – 1993, Белгород

12-е июля. День памяти. Год любой

Серия «Прохоровское поле». 1984 г.


В коллекции Белгородского художественного музея произведения Заслуженного художника России Станислава Степановича Косенкова (1941–1993) занимают особое место. Его мемориальная мастерская является филиалом Белгородского художественного музея. Он стал одним из художников, внесших наибольший вклад в развитие искусства печатной графики на Белгородчине.

Тема Великой Отечественной войны в творчестве Станислава Косенкова всегда была самой важной, искренней и очень личной. Сам художник родился в 1941-м, а его отец пропал без вести на фронте за 3 месяца до его рождения. Детство художника пришлось на годы войны, однако художник при обращении к военной теме не погружает зрителей в бездны отчаяния и страха.

Примером может служить серия линогравюр «Прохоровское поле», одной из ярких работ которой стала композиция «12-е июля. День памяти. Год любой» (1984).

12 июля 1943 года на поле у белгородской станции Прохоровка произошло масштабное танковое сражение, которого не знала военная история. Но в своей линогравюре Косенков не изображает батальных сцен, он говорит о последствиях войны, отраженных в душах людей. Мы видим пожилую женщину у поминального стола: под Прохоровкой в селе Прелестном был обычай выносить поминальные столы на улицу с портретами погибших и поминать со всеми проходящими своих родных. Этот мотив художник неоднократно использовал в работах на военную тему, как и противопоставление золота неубранных колосьев и сине-лилового цвета, цвета небытия.

С каждым годом Великая Отечественная война все больше отдаляется во времени, но не уходит из народной и культурной памяти. И иллюстрации Станислава Косенкова помогают нам в сохранении этой памяти.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: