На руднике. День взрывов
1970–1980 гг.
- Холст, масло. 136,0 х 143,0
- Ж-1758
- Белгородский государственный художественный музей
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- Поделиться
Несколько лет белгородский художник Анатолий Григорьевич Савинов работал в составе творческой бригады художников на крупнейших предприятиях Курской магнитной аномалии (железорудного бассейна, расположенного в пределах Курской, Белгородской и Орловской областей), спускался в шахту и карьер, делал зарисовки, фотографии, которые помогали ему восстановить в памяти те виды и события, которые художник впоследствии переносил на свои полотна. Именно здесь он нашел одну из основных тем своего творчества. Рудник, цеха и фабрики Лебединского горно-обогатительного комбината стали творческой мастерской художника. Анатолия Григорьевича увлекал не технологический процесс добычи железорудного сырья, а те впечатляющие своими размерами глыбы минеральных образований, мощная горная техника, соразмерная этим гигантам, и рабочие будни человека, который создал этот карьер и управляет сложнейшими, многоэтапными механизмами добычи и обогащения железной руды.
В собрании Белгородского государственного художественного музея хранится пять работ А. Г. Савинова: «Лебединский рудник», «Маркшейдер», «Старый Оскол. Новостройки», «Поле» и «На руднике. День взрывов», четыре из них посвящены индустриальной теме.
В работе «На руднике. День взрывов» (1970–1980) представлена панорама Лебединского карьера с горной техникой – экскаваторами и бульдозерами, работающими на склонах. Вдали видны клубы дыма и пыли от взрыва. Цветовая энергетика, изобразительный лаконизм, активный композиционный ритм характеры пейзажу. Человек на картине присутствует умозрительно, поскольку мы понимаем, что именно он управляет техникой и теми процессами, которые так или иначе показаны на полотне. Художнику мастерски удается передать весь размах и грандиозность освоения рудного края. И именно поэтому индустриальные пейзажи Анатолия Григорьевича называют «живописной летописью» родного города.