Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань)

1918, д. Адаево Малмыжского уезда Вятской губернии – ?,?)

Утро нефтяников Татарии

1951


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

В начале 1950-х годов Махмуд Усманов одним из первых в Татарстане открывает «нефтяную» тему. Художник искал разные подходы к живописному раскрытию этого вопроса: пробует жанрово-повествовательные, порою лирически-сентиментальные решения, групповые портреты, много пишет натурных этюдов – пейзажей бавлинской, альметьевской земли с ее характерными приметами – нефтяными вышками.

«Утро нефтяников Татарии» (1951) – это одна из первых работ на представленную тематику. Мажорное звучание, свежесть цветовой гаммы отличают представленную работу. Точечный, порывистый мазок создаёт ощущение яркого солнечного дня. Формальная стилистика работы проявляется в декоративной цельности общего изображения и короткого, «трепетного мазка».

Пейзаж полон героической романтики трудовых совершений. В центре композиции группа из трех мужчин, двое из которых устремили свои взоры вдаль. Этот взгляд придает сцене тот самый героически пафос. Люди, без малейших сомнений – готовы на новые совершения и подвиги ради своей страны. Пейзаж является важным дополнением всей композиции. Написанный в приглушенных тонах, он придает работе атмосферу таинственности, что еще раз подчеркивают романтическое настроение картины.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: