Красавицы КАМАЗа
1975
- Холст, масло. 200 х 300
- Ж-1801
- Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань)
- Поделиться
Творчество академика живописи Хариса Якупова является ключевым для послевоенного изобразительного искусства Татарской республики. В своих произведениях художник стремился решать большие социальные и нравственные проблемы современности, создать картины, отражающие не столько бытовую, сколько трудовую, героическую стороны жизни людей. При этом форма больших картин становится монументальной, цветовая гамма – напряженной, порою предельно контрастной. Вехами в живописи Татарии стали такие полотна Якупова, как «Раздумье. Живые и мертвые» (1967), посвященное проблемам реалистического и абстрактного искусства, столкновению двух миров – социалистического и буржуазного, западного. Другой значимой работой стала картина «Золото Татарии» (1974), посвященная татарской нефти, в котором название работы вполне символично – в понятие «золото» художник вкладывал такие основы, как сама нефть и люди, народ республики.
Одной из значимых картин, посвященных ещё одному строительному гиганту на карте Татарии – Камскому автомобильному заводу, стало полотно «Красавицы КАМАЗа» (1975). Именно через женские образы художник подошел к отражению современности и торжества жизни. В республике в руководимом Х. А. Якуповым Союзе художников были организованы творческие бригады «Нефть», «КАМАЗ» и «Село» для создания произведений, отражающих эпохальные события страны. «Челнинские красавицы» продолжают живописную летопись о родной земле, о бурном, преобразующем жизнь строительстве, энергичном труде людей, о духовной силе рабочего класса.
Художник очень необычно строит композицию полотна, беря группу девушек в ракурсе сверху, расположив их на высоте, на одной из высотных строительных площадок, среди металла арматуры, кранов, лестниц и механизмов. Героини, одетые в спецодежду, сохраняют красоту и женственность, которая подчеркивается художником в деталях – цветных косынках, платочках, аксессуарах. Это девушки и разных национальностей, что создаёт панораму и дух всесоюзной комсомольской стройки. Художник пишет работу пастозно, беря яркие, густые цвета – красный, желтый, малиновый, синий, воплощая тем самым мажорность и оптимистичность происходящего.