Байрам (Праздник)
1972
- Фанера, масло. 188 х 180
- Ж-1943
- Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань)
- Поделиться
Работа «Байрам» создана знаменитым казанским мастером Ильдаром Зариповым в ранний период творчества, которое было в основном посвящено деревенской теме. В 1970-е годы начинается его поиск собственной манеры – это и некоторая условность художественного языка, и декоративная плоскостность, и яркость красок, подчеркивающая экспрессию рисунка. Художник в своем творчестве питался впечатлениями детства, и лаконичность выразительных средств, близкая к стилистике народного декоративного искусства, подходит сюда как нельзя лучше.
Фирменным стилем Зарипова стало стремление уйти в живописи от рельефности, перспективы, распластать фигуры на плоскости. Еще в самом начале творческого пути он пытается делать некие стилизации под «цветочные» орнаменты татарских вышивок, опереться на некоторые стилевые приемы татарского и русского народного творчества, сделать композицию картины плоскостной как ковер, развернутой не вглубь, а снизу-вверх.
Особенно ярко эта стилистика проявилась в своеобразных портретах-фантазиях, жанровой живописи, именно в этой области находится произведение «Байрам». Фон работы написан размашисто, экспрессивно, с характерной шероховато-рельефной фактурой красочного слоя и теплой цветовой гаммой с преобладанием красных или золотисто-желтых цветов. Жизнь села выглядит гармонично в своеобразном диалоге отца и сына, которые вместе надувают воздушный шар, в зеркале видно лицо хозяйки дома, накрывающей на стол. Доминирующий декоративный красный цвет, присущий татарской народной культуре, делает произведение по-настоящему праздничным.
Этот уникальный стилистический разговор культур, оригинальные художественные приемы, очень гармоничный сплав элементов народного искусства, применяемый для выражения своих идей, сделал творчество Ильдара Зарипова уникальным явлением в татарской живописи.