Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань)

1923, д. Хвошня, Тверская губ. (ныне Тверская обл.) – 1989, Казань

«Снедь татарская»

Триптих. 1978–1979


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Эч-почмак и перемячи (Центральная часть триптиха «Снедь татарская»). 1978
Холст, масло. 100х150
Ж-1756

Катык (Левая часть триптиха «Снедь татарская»). 1979
Картон, масло. 105х86
Ж-1758

Чай и чак-чак (Правая часть триптиха «Снедь татарская»). 1978
Картон, масло. 105х86
Ж-1757

Триптих, прославляющий татарскую национальную кухню – «Снедь татарская» был написан Евгением Зуевым в 1978–1979 годы, в период, когда в Казани работал легендарный повар Юнус Ахметзянов (1927–1984). Его книги по татарской кулинарии, где он издал рецепты приготовления традиционных блюд, до сих пор пользуются популярностью. Ахметзянов отстоял само право в существовании татарской кулинарии на профессиональном уровне в те времена, когда национальное не очень приветствовалось. Он работал в основанном в 1969 году старейшем в Казани ресторане национальной кухни – Доме татарской кулинарии. И был знаком со всей творческой богемой города. Несомненно, что триптих «Снедь татарская» мог появиться под влиянием этого обстоятельства.

У Зуева, великолепного мастера реалистического натюрморта, практически не было, особенно в более раннем творчестве, национальных или декоративных элементов в изображении. Однако, триптих подробно отражает элементы национальной татарской кухни. Художник группирует блюда, так в центральной части он «перечисляет» наибольшее их количество, состоящее из выпечки: перемячей, эчпочмаков (треугольников), пирога губадии, хвороста, баурсака (шарики из сдобного теста), а также бульона и катыка. Своеобразным национальным антуражем служат глиняный кувшин, вышитые скатерть, полотенца и занавес. В правой и левой частях триптиха Зуев «приглашает» к чаю с чак-чаком (угощение из теста и меда) и катыку с хлебом. Художник не всегда следует этнографической точности, и мы видим жостовский поднос, хохломские ложки, современные чайник и чашки. Соответственно, можно говорить о своеобразной презентации в триптихе Зуева обильной татарской кухни, в виде «аппетитного» натюрморта, созданного по правилам книжной иллюстрации с условным фоном.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: