ГМО «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск)

1902, Санкт-Петербург – 1984, Москва

Портрет Зары Долухановой

1963


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Алисе Ивановне Порет довелось стать одной из интереснейших и ярких фигур художественной жизни России ХХ века. Поколение, к которому она принадлежала, в 1920–30-е годы формировало новый образ мышления, определяло вектор развития культуры и искусства, преодолевая застарелость отживших явлений. Ее творчество, совсем не претендующее на «лавры» эпохи, тем не менее привлекали к ней пристальное внимание и вызывали восторг у самого широкого круга ее обожателей и поклонников, людей в основном интеллектуальных профессий. В своем творчестве она сумела любое, даже самое заурядное событие преобразить в праздник, игру, презрев условности сурового и совсем не безобидного мира. Ее произведения, отмеченные фовистской яркостью, остроумием, незаурядным литературным даром, энергией неутомимого художника, открыли её несомненный талант – талант ярко жить.

Ей повезло с учителями: профессиональные знания, навыки и мастерство она получала от выдающихся педагогов. Поступив в Академию художеств, она занималась в живописной мастерской Петрова-Водкина. Одним из ассистентов мастера был П. И. Соколов, который в Петрограде славился своим талантом рисовальщика. Порет и здесь получила драгоценный опыт, пригодившийся ей в работе над детскими книгами в Детгизе.

Наиболее значительным периодом в творчестве А. И. Порет считается время её работы под руководством одного из лидеров русского авангарда, теоретика аналитического искусства Павла Филонова с 1926 по 1935 год. Понимание художественных принципов мастера утвердило Порет среди ведущих мастеров аналитического искусства. Работы художницы в этот период поражают проработанностью деталей и точным следованием методу «сделанности», умением «работать точкой», заполняя шаг за шагом все пространство холста пестрым ковром переливающейся дивными красками живописи.

В конце 1920-х годов Порет работает над оформлением детских книг. После войны Алиса Ивановна, поселившись в Москве, была оторвана от привычного уклада и ленинградского окружения. Со временем она продолжила свои живописные занятия. С конца 1940-х и до начала 1980-х годов Порет написала множество портретов своих московских друзей. Свой «портрет от Порет» мечтали иметь многие, она умела отражать на своих полотнах проявления индивидуальных черт портретируемого.

В знойной цветовой палитре пишет художница «Портрет Зары Долухановой». Народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, Зара Александровна Долуханова (1918–2007) – одна из ярчайших и неповторимых звезд «бельканто ХХ века». На протяжении десятилетий она была кумиром – самой любимой и обожаемой певицей в России. Для нее писали Прокофьев, Шостакович, Щедрин и другие композиторы-современники. В этом колоритном портрете Алиса Порет сумела передать феноменальное мастерство артиста сцены, неповторимый шарм личности, яркий вокальный талант.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: