Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Даты жизни неизвестны.
Даты жизни неизвестны

Битва при Лесной

По оригиналу П.-Д. Мартена Младшего. 1829–1831


Во время второго заграничного путешествия Петр I поручил французским живописцам исполнение полотен с изображением основных побед российской армии над шведами. В 1717 году в Париже Мартен обязался исполнить четыре больших картона для шпалер, на которых должны были быть представлены битвы при Лесной и при Гангуте, а также два основных этапа Полтавской баталии. Эти же сюжеты были повторены автором на четырех живописных полотнах. До настоящего времени сохранились только два подписных живописных полотна (ГМЗ «Царское Село»). При Елизавете Петровне они были помещены в Картинном зале Царскосельского дворца, где находятся и сегодня (Васильчиков 1872. С. 59–61; Памятники Полтавской победы в Эрмитаже 1959. С. 429–430; Полтавская победа 1960. С. 32–37).

Эрмитажная картина ранее считалась работой П.-Д. Мартена Младшего (ГЭ 1981. С. 211). Однако уже в 1959–1960 годах было высказано мнение, что полотно является копией с французского оригинала. Эта точка зрения была поддержана публикацией сведения об истории создания живописных копий в 1829–1831 годах художниками Больмсом и Люцем для великого князя Константина Павловича. В 1832 году копия с «Битвы при Лесной» была помещена в кабинет Николая I в Зимнем дворце. После пожара 1837 года обе копии размещались в зале Аполлона, по сторонам от бюста Петра работы К.-Б. Растрелли (Глинка 1985. С. 338–343).

Панорама сражения отличается достоверностью, поскольку живописец использовал присланные ему планы и описания баталии (От войны к миру. Россия — Швеция. XVIII век. № 12; Совершенная виктория 2009. С. 64, как копия неизвестного художника). Наталья Бахарева / Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 51.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: