Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, Алматы

1949, к-з им. И. Мичурина, Энбекши-Казахский р-н, Алма-Атинская обл.

Поэма о бессмертии. Триптих

1985


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Еще в ранних произведениях казахского художника Амандоса Аканаева, последователя живописной школы шестидесятых-семидесятых, видится наполненность энергии жизни, патриотического духа.

В его творчестве период 1970-80-х годов стал предельно напряженным, художник искал истину, Истину о жизни человека на Планете Земля. В его триптихе «Поэма о бессмертии» идет беседа, активный диалог человека с вселенной, с миром. Поэт Олжас Сулейменов изображен декламирующим четкие строки своей поэмы о сохранении жизни на земле, о трагических событиях ХХ века, повлекших за собой череду страшных катастроф. Его поэма об истории, о пережитых народом в течение десятков лет и потрясших мир атомных взрывах и их последствиях.

Влияние блестящей плеяды европейских живописцев на творчество художника благотворно сказалось в поисках своего, собственного языка живописи. Композиция и колорит произведения говорят об этом. Выбор вытянутого по вертикали формата продуман заранее. Предстоящий перед зрителями герой показан во весь рост. Такой формат был излюбленным в творчестве испанских живописцев XVII–XVIII веков. Данный формат вносит некую настороженность и напряжение в картину.

Драматическое звучание полотна передано с помощью контраста света и тени, яркого света, бьющего на лицо и фигуру героя картины справа и глубокой, доведенной до черноты тени, а также выписанных клубов дыма на втором плане. Позади фигуры, по правую часть картины, почти под ногами людей, изображены сидящие в глубокой горечи и печали старушка-мать, ее лицо испещрено глубокими морщинами, безвыходность и упадок духа захватили все ее существо. В отвернувшейся от зрителя фигуре мальчика, по левую часть композиции, идет сказ о разрушенной молодости и несчастном детстве. Поэт будто спрашивает зрителя, за что страдают эти люди, неужто им уготована полная бед и разрушений жизнь.

Яркий свет на лицах героев и резко контрастирующий с плотной глубокой тенью фон отсылает нас к рембрандтовскому приему в живописи, благодаря которому, в отличие от Рембрандта, А. Аканаев усиливает экспрессивность характера портретируемой личности. Пафосность фигуры поэта с широко расставленными ногами дополнена жестами рук героя картины. Оттопыренные пальцы рук, жест возмущения, жест призыва в унисон с его речью, обращением к народу получают столь же ярко выраженную интерпретацию.

Левая часть триптиха, которую можно условно назвать «Память», посвящена теме Великой Отечественной войны. В ней изображена фигура теряющей сознание пожилой женщины, получившей «похоронку» на своего сына, падающий скошенный пулей боец, мерцающий вверху холста свет керосиновой лампы и лежащие рядом письма с фронта. Все это ‒ воплощение воспоминаний художника о тяжелых годах войны, страданиях матерей и героизме ушедших на фронт граждан советской страны.    

Правая часть триптиха говорит о современной художнику действительности. В ней мы видим парящего над Землей космонавта, счастливую мать, держащую над собой ребенка. Контрастом им выступает помещенная автором в нижней части холста фигура скорчившегося человека со связанными за спиной руками, в образе которого выражается трагическая сторона жизни человечества конца ХХ века.

Духовная интонация произведения А. Аканаева пронизана нотой экзальтированного нравственного, эстетического идеала и, конечно же, раздумий, мыслей о противоречиях эпохи.

 

Олжа́с Ома́рович Сулейменов (р. 1936, Алма-Ата, Казахская ССР). Поэт, литературовед, мыслитель, общественно-политический деятель, дипломат, народный писатель Казахской ССР (1990).

В 1954 поступил на геологоразведочный факультет Казахского госуниверситета, окончил его в 1959 году, инженер-геолог. Последние годы учёбы совмещал с работой в геологоразведочных партиях.

Литературной работой занялся в 1955 году. В 1959 году поступил в Литературный институт им. А. М. Горького в Москве на отделение поэтического перевода. Первая публикация стихов состоялась в «Литературной газете» в июне 1959 года. В 1962—1971 годах — литературный сотрудник газеты «Казахстанская правда», главный редактор сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм», В 1971—1981 — секретарь правления Союза писателей Казахстана. 1984—1992 — первый секретарь Правления Союза Писателей Казахстана, секретарь правления СП СССР.

Писал стихи на русском языке и был поначалу известен только у себя на родине. Широкую известность получил весной 1961 года за поэму «Земля, поклонись человеку». Получил также известность как автор лингвистических исследований, в частности, посвящённых тюркским элементам «Слова о полку Игореве».

 

  «ЗЕМЛЯ, ПОКЛОНИСЬ ЧЕЛОВЕКУ» - ОЛЖАС СУЛЕЙМЕНОВ!

 

  Олжас Сулейменов. Стихи разных лет (видеофильм Берика Барысбекова)
  Олжас Сулейменов. Из поэмы: "Земля, поклонись человеку!"

 

 

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: