Счастье
1966
- Холст, масло. 160 х 160
- 2261-ж
- Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, Алматы
- Поделиться
В казахстанской живописи Салихитдин Айтбаев со своими единомышленниками был первым, кто, формируя свои полотна, синтезировал монументальные формы, семантические образы, многоуровневую символику, условную систему использования красочной палитры. Произведения 1960-х годов у Айтбаева сохраняют связь с творчеством постимпрессионистов, кубистов, мексиканцев, основываясь на архетипах национального мировоззрения номадов. В картине «Счастье» Айтбаев манифестирует это состояние, посредством образов, сидящих у воды мужчины и женщины. Он как сказитель, как универсальный носитель культурной памяти кочевников, детально визуализирует свое видение единства гор и вод, неба и земли, женщины и мужчины, животного и человека. И даже тоновое многообразие основных цветов, то повторяясь, то растворяясь один в другом, объединено в цельную палитру. Монументальные, обобщенные фигуры первого плана не только возвышаются в картинной плоскости. Они, доминируя и составляя единство с изображенной природной средой, трактованы Айтбаевым как памятники великому прошлому номадических народов.