Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, Алматы

1924, аул Сайтанды, Баян-Аулский р-н, Павлодарская обл. – 1986, Алма-Ата

Выступление М.В. Фрунзе перед ополченцами в Самарканде

1953


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Творчество казахского художника Нагимбека Нурмухаммедова отличает жанровое и тематическое разнообразие. В пятидесятые годы в живописи Казахстана было мало картин на историко-революционную тему. И поэтому произведения Н. Нурмухаммедова, воссоздающие важные исторические события, явились своеобразным вкладом в зарождение жанра исторической картины в изобразительном искусстве республики. В Академии принято давать студентам историческую тему. Для дипломной работы Нурмухаммедова была выбрана тема «Выступление Фрунзе перед самаркандскими народными защитниками».

Н. Нурмухаммедов писал большеформатные многофигурные композиции, пейзажи и, конечно, портреты. Уже в тех первых работах раскрылся характер его дарования. Композиционный строй этих (как и многих последующих) монументальных картин окрашен героико-романтическими интонациями. Творчеству художника в целом присуще жизнеутверждающее начало. Н. Нурмухаммедову удается с большим темпераментом показать пафос революционной борьбы народов за освобождение от векового рабства. Картина написана живописцем на основе тщательного изучения конкретного материала в Средней Азии и Казахстане. Н. Нурмухаммедов беседовал с бывшими бойцами, участниками ополчения и красноармейцами, делал многочисленные этюды с натуры: писал архитектурные памятники, многолюдные базары, где искал подходящие типажи для будущих полотен. Отсюда ощущение достоверности в изображении народных сцен, конкретность в передаче древней архитектуры и своеобразной природы с характерным ослепительно ярким небом и цепью гор на горизонте.

Композиция картины многофигурна. Масса людей располагается полукругом, в центре ‑ фигура героя. Полотно отличает детальная проработанность предметов, каждому из которых соответствует свой локальный цвет ‑ синий, красный, желтый, белый. Колористическое единство достигается спокойным освещением, мягкой воздушностью пространственного построения. Многие люди, стоящие на фоне древней архитектуры Самарканда, с энтузиазмом слушают говорящего. В центре выступает главный герой ‑ всадник, размахивающий руками. Автор картины стремится передать ощущение природы юга с его жарким воздухом и чистым небом. Желтый, зеленый, синий, охристый, красный цвета видны в тенистых местах и, кажется, горят там, где светит солнце.

 

Михаил Васильевич Фрунзе (1885, Пишпек, Туркестанское генерал-губернаторство (ныне Бишкек, Киргизия) — 1925, Москва) — русский революционер, советский государственный деятель, военачальник Красной армии во время Гражданской войны, военный теоретик. С 15 августа 1919 по 10 сентября 1920 года Фрунзе командует войсками Туркестанского фронта. руководил штурмом Бухары 30 августа — 2 сентября 1920. (подробнее о Бухарской операции)


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: