Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, Алматы

Р. 02.10 1955, с. Каска-Су, Ленгерский р-н, Чимкентская обл.

Будни Мангышлака

1978


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

До распада советской страны казахскими художниками было создано немало больших сюжетных композиций с символическим и социальным звучанием. Среди них: «Бегущая юность» (1976—1977), «В ауле» (1977), «Будни Мангышлака» (1978), «Проводы турксибовцев» (1982), «Гости художника» (1984), «Кокпар» (1985), «Голос звуков» (1987) и многие другие.

Понимание нравственной сути времени как драматически напряженного этапа в жизни и сознании народа отражается в форме, стилистике живописных произведений Е. Тулепбаева.

Картина «Будни Мангышлака» посвящена «индустриальной» теме советской эпохи. Две группы людей, размещенные в земном пространстве, с геометрической точностью прямая четырехугольная перспективная металлическая конструкция объединяет воедино. Может, это произведение основано на какой-то внутренней символике. Те железные обручи, растянутые на большое расстояние по перспективному закону, намекают на долголетие производства. Основная группа людей по окончании работы собирается домой. Это можно проследить по их движению в левую сторону картины. Кажется, они довольны окончанием работы. Другую группу составляют женщина, сидящая на коленях и срывающая с сожалением не то увядшие цветы, не то травы, и взрослый мальчик в красном одеянии, повернувшиеся оба в противоположную сторону. Это психологическое противоречие под хмурым небом предвещает что-то неладное. Образ пожилой женщины символизирует доброжелателя родного Мангистау. Высохшие растения, дохлые рыбы, птицы и насекомые, ‑ бесспорно, это плоды нашей сегодняшней жизни.

«Будни Мангышлака» как бы предвещают нас всех об отрицательных последствиях нефтяной промышленности. А тот мальчик в красном выглядит как символ экологических катастроф. Это наш сегодняшний взгляд на это произведение.

Его герои могут быть ввергнуты в мир социальных конфликтов, несоответствий и личностных тщетных ожиданий. Или принадлежать миру идеальной душевности и духовности, которыми художник наделяет жизнь в степи. В творчестве Ерболата Тулепбаева были разные периоды, поиск и стремление менять пластические формы, но главная идея в выражении квинтэссенции человеческого бытия остается неизменной.

Эти миры получают различные воплощения, стилистические интерпретации. В сложных композиционных построениях персонажи настоящего и прошлого времён существуют на равных, каждому отведено особое пространство жизни. Для выражения экзистенциальных противоречий, неизбежных в человеческом сообществе, художник соединяет противоположные черты. Восток и Запад, традиции и инновации, фигуративность и абстракция, повествовательность и бессюжетность. Всё это, соприкасаясь по воле художника на плоскости одного холста, создаёт огромное поле ассоциаций, взывающих к воображению зрителя.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: