Государственная Третьяковская галерея

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Портрет старушки Кнорре за вязанием

1883


От педагога <П. Чистякова)> Врубель перенял интерес к акварели, к чистоте цвета и «мозаичному» письму, с помощью которых достиг поразительных эффектов в передаче многоцветности и одухотворенности структурно ясных форм. Это ощутимо в этюдах костюмного класса. Восхитительна акварель «Пирующие римляне» (ГРМ). Волнующая «недосказанностью», она близка бессюжетным жанрам рубежа веков с их упором на состояние героев, воссоздание аромата ушедшей жизни. Академия отметила работу медалью за композицию, а Илья Репин похвалил ее «стильность». Умело использованы свойства акварели в портретах, в передаче характеров моделей — «Голова девочки» (1882, ГТГ, инв. 5731), «Автопортрет» (1882-1883, ГРМ, Р-56520), «Портрет Зинаиды Штукенберг» (1882, ГРМ, Р-13474) и истинный шедевр — «Портрет старушки Кнорре» (1883, ГТГ, инв. 27367). / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 6.

Исключительных успехов в академические годы Врубель добился и в акварельной живописи. Многочисленные небольшого формата этюды натурщиков и натурщиц в разнообразных красочных национальных костюмах выполнены виртуозно, без предварительного карандашного рисунка, без исправлений, радуя глаз чистотой цвета. В этой технике Врубель совершенствовался как на акварельных сеансах у Репина (1882–1883), так и самостоятельно, летом во время каникул — «зимой в ней упражняться некогда». К «внепрограммным» акварельным работам, осуществленным вне стен Академии, относится «Портрет З. А. Штукенберг», «Голова девочки», «Портрет старушки Кнорре за вязанием», акварель «Задумавшаяся Ася». Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 18‑19.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: