Государственная Третьяковская галерея

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Принцесса Греза

Панно для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. На сюжет одноименной драмы Э. Ростана. 1896


Панно для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде на сюжет одноименной драмы Э. Ростана.

Грандиозным по замыслу и масштабу был опыт создания панно для Художественного отдела Нижегородской выставки 1896 года. Из подготовительных эскизов к ним сохранились одна подробно разработанная акварель к «Принцессе Грезе»  по мотивам пьесы Эдмона Ростана (ГРМ, Р-14992) и несколько вариантов композиции для панно «Микула Селянинович» (ГТГ, инв.3551)...  / Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 21.

Сюжет „Принцесса Грезы“ взят Врубелем в одноименной пьесе Э. Ростана, в 1895 году поставленной в Петербурге. „Принцесса Греза“, считал автор, воплощает свойственную всем художникам мечту о прекрасном. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 17.

«Принцесса Грёза» — один из главных шедевров русского символизма. У этого грандиозного панно сложилась непростая судьба. Отвергнутое академическим жюри Нижегородской художественно-промышленной выставки полотно все же было показано публике, а затем почти столетие пролежало в запасниках. О том, как в «Принцессе Грёзе» отразились идеи символизма, и в чем заключается новаторство этой монументальной работы — рассказывает искусствовед Третьяковской галереи Екатерина Середнякова. (Лаврус История одной картины. «Принцесса Греза Михаила Врубеля». 11 октября 2021).

Самое масштабное произведение Михаила Врубеля — монументальное панно «Принцесса Грёза» — было создано для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде. Художественное оформление поручили меценату Савве Ивановичу Мамонтову, которому в то время покровительствовал главный организатор выставки, министр финансов Сергей Юльевич Витте.... <...> Строительство Северного павильона Нижегородской выставки Мамонтов поручил Константину Коровину, а два декоративных панно («Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович») — Михаилу Врубелю, чьим талантом восхищался меценат. Гигантские росписи были предназначены для украшения художественного отдела выставки... <...> Приехавшая на выставку комиссия Академии художеств забраковала врубелевские росписи. Однако обструкция академиков не заставила Мамонтова капитулировать — для панно пришлось построить отдельный павильон, и именно туда выстраивались очереди желающих увидеть отвергнутые шедевры. Гигантские росписи дорабатывали друзья Врубеля — Константин Коровин и Василий Поленов, конечно, под наблюдением автора.

Художник вдохновился драмой француза Эдмона Ростана «Принцесса Грёза», а тот, в свою очередь, — французской легендой рыцарских времен и поэзией немецкого романтизма, в частности поэмой Генриха Гейне. В конце XIX века «Принцесса Грёза» стала популярной в России — и как драматический спектакль, и как опера.

Сюжет драмы Ростана напоминает средневековую легенду. Принц и трубадур Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнает о прекрасной антиохийской принцессе Мелисанде. Проникшись небесной любовью к Прекрасной даме, принц посвящает ей стихи и песни. Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие за море, в город Триполи, чтобы увидеть «принцессу Грёзу»....

В панно Врубеля корабль взлетает над волнами, напоминающими крылья. В центре с арфой (лютней) в руках — умирающий принц. В последние мгновения жизни он поет песнь, посвященную прекрасной деве. Весь мир подчиняется звукам этой музыки. И… является чудное виденье — словно душа света, опускается принцесса Грёза на корабль....

Панно решено в непривычной для восприятия того времени плоскостной манере в подчеркнуто блеклом колорите, что отвечает задачам декоративной живописи модерна. Большую роль в стилизации форм играют плавные ритмы певучих линий, оконтуривающих цветовые плоскости. В композиции обобщенные плоскости чередуются с дробными, колотыми и ломаными элементами, что создает эффект сгущения и разомкнутости пространственных ритмов....

В мастерской Саввы Мамонтова была исполнена копия «Принцессы Грёзы» в технике майолики, которая и по сей день украшает фасад гостиницы «Метрополь». Некоторое время панно хранилось в здании Русской частной оперы Саввы Мамонтова, затем — в театре Зимина (ныне Театр оперетты). Позднее панно попало в архив Большого театра, и про него забыли.

Работу Врубеля обнаружили лишь в 1956 году — среди старых декораций. Пострадавшее от времени, искаженное почти до неузнаваемости панно атрибутировали сотрудники Третьяковской галереи — реставраторы Алексей Ковалев и Олимпиада Живова. Когда огромный холст с подписью «Врубель М. А.» расстелили на площади перед Большим театром, стала очевидна идентичность его с майоликовым панно на стоящей напротив гостинице «Метрополь».

«Принцессу Грёзу» сразу же передали в Третьяковскую галерею, однако решение о реставрации было принято лишь в 1978 году.

Реставрация завершилась в 1996 году — к столетию своего создания... Ныне «Принцесса Грёза» украшает зал Михаила Врубеля, который специально возвели на месте внутренних дворов музея для экспонирования монументальных панно художника.

Подробнее см. Лаврус (lavrus.art) Екатерина Середнякова/ История одной картины. «Принцесса Греза Михаила Врубеля». 11 октября 2021).


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: