Государственная Третьяковская галерея

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Пророк

1898


В 1890-х Врубель был самой крупной фигурой среди русских символистов в изобразительном искусстве. Он – классический символист, создатель характерных образцов этого направления. Темой Демона для него началось и закончится это десятилетие. Пространство между «полюсами» заполняют характерные образцы символизма: «Портрет Саввы Мамонтова», полотно «Гадалка» со свойственным мастерам этого направления интересом к тайнам роковой предопределенности судеб; картина и рисунки на тему пушкинского «Пророка», ставшего актуальным в эпоху символизма<…>.  / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 10.

Почти одновременно Врубель начал работу над новой для него темой профетической миссии художника-демиурга, его нравственного долга перед Богом и людьми, близкой всем символистам. Были созданы монументальное полотно «Пророк» и выполненная тушью и карандашом иллюстрация к стихотворению Пушкина «Пророк». Основой обоих произведений послужили строки: «Духовной жаждою томим, / В пустыне мрачной я влачился, / И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился». В картине выразителен диалог взглядов героев, при этом пророк кажется растерянным и потрясенным неожиданной встречей, а Серафим — грозен и прекрасен. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 13‑14.

В начале 1904 года мастера вновь увлекла тема пророческой миссии художника-демиурга, его нравственного долга, близкая всем символистам. <   > В возвышенном строе полотна, в свойственной ему „истовости“ чувства, как тонко отметила Н. А. Дмитриева по поводу вариантов „Пророка“, ощутим отзвук переживаний Врубеля „о своей трагической вине, как она ему мнилась,— вине художника, который не выполнил миссию „глаголом жечь сердца людей“, расточил свой великий дар, до срока выдохся и обессилел“. Изумительный по красоте колорит с его сверкающими и мерцающими красками рождался, видимо, в воспоминании о блеске византийских мозаик Венеции и Равенны, которыми автор любовался в полные надежд дни своей творческой юности. Произведение принадлежит высшим проявлениям творческого духа Врубеля. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 24‑25.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: