Государственная Третьяковская галерея

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Пророк

Иллюстрация к одноименному стихотворению А. С. Пушкина для издания: Сочинения А. С. Пушкина: В 3 кн. Кн. 1. М.: т-во тип. А. И. Мамонтова: изд. П. П. Кончаловского. 1899


В 1890-х Врубель был самой крупной фигурой среди русских символистов в изобразительном искусстве. Он – классический символист, создатель характерных образцов этого направления. Темой Демона для него началось и закончится это десятилетие. Пространство между «полюсами» заполняют характерные образцы символизма: «Портрет Саввы Мамонтова», полотно «Гадалка» со свойственным мастерам этого направления интересом к тайнам роковой предопределенности судеб; картина и рисунки на тему пушкинского «Пророка», ставшего актуальным в эпоху символизма<…>. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 10.

Почти одновременно <с созданием «Летящего Демона»> Врубель начал работу над новой для него темой профетической миссии художника-демиурга, его нравственного долга перед Богом и людьми, близкой всем символистам. Были созданы монументальное полотно «Пророк» (ГТГ, инв. 1460) и выполненная тушью и карандашом иллюстрация к стихотворению Пушкина «Пророк». Основой обоих произведений послужили строки: «Духовной жаждою томим, / В пустыне мрачной я влачился, / И шестикрылый серафим / На перепутье мне явился». В картине выразителен диалог взглядов героев, при этом пророк кажется растерянным и потрясенным неожиданной встречей, а Серафим — грозен и прекрасен. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 13‑14.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: