Карагандинский областной музей изобразительного искусства, Республика Казахстан

1928, село Абай-Базар Келесского района Южно-Казахстанской области, Казахстан — 2017

На джайлау

1953


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

В основе сюжета дипломной работы известного казахского художника Сабура Мамбеева «На джайлау» лежит немаловажное событие: приезд гостя на пастбище. На ближнем плане развернута мизансцена: возле юрты семья чабана слушает соплеменника-горожанина, пристроившегося на табурете, поскольку сидеть на ковре ему уже не комфортно. Замечательно написанные детали – самовар, ведро, полотенце и чайник на круглом столе, ягненок на руках девушки – придают композиции ноту естественности. Вдали овцы, всадник, юрта. Все вполне убедительно.

На картине изображены три всадника, которые играют в игру кок-пар – это древняя конная игра, популярная среди казахов, киргизов, таджиков, узбеков и других народов Средней Азии. Кони мчатся по кругу, их мышцы напряжены, рты раскрыты. В центре круга изображена туша козленка, которого в правой руке держит всадник, скачущий спиной к зрителю. У него длинная развевающаяся борода, на голове борик. В левой руке он держит поводья коня.

Перед ним скачет другой всадник. У него круглое лицо, на голове тюбетейка, на лице улыбка, за спиной развевается широкий тканевый пояс. Всем корпусом тела он тянется в сторону центра круга, правой рукой пытается схватить козленка. Третий всадник, похожий на предыдущего, замыкает круг. Он тоже тянет правую руку к козленку и вот-вот его схватит. Левую руку игрок отвел за спину, в ней он держит поводья.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: