Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова

1921, деревня Тозерово, Петроградская губерния — 2012, Вантаа, Финляндия

Перекрытие Енисея в Саянах

1976


Тойво Васильевич Ряннель родился в 1921 г. в деревне Тозерово Ленинградской области в крестьянской семье, предки его были уроженцами области Саво в Финляндии. Пережив раскулачивание и ссылку семьи в Сибирь, будущий художник смог получить образование и стать крупным живописцем благодаря своему таланту и увлечению искусством.

Картину «Перекрытие Енисея в Саянах» Тойво Ряннель создал в 1976 году. Тема Енисейского гидростроя, вошедшая в искусство на рубеже 1950–1960-х годов и вобравшая себя практически все жанры, просуществовала следующие тридцать лет. Связана она была со строительством двух мощнейших в стране и мире гидроэлектростанций – Красноярской и Саяно-Шушенской. Художников не могло не привлекать сочетание монументальной красоты и величия сибирской природы и не меньшего величия и красоты, пусть и рукотворной, стройки. Плотины этих ГЭС, как символический образ победы человека над силами природы, возвышаются на полотнах Тойво Васильевича Ряннеля.

Восхищаясь пластическим взаимоотношением ритма сопок и скал с вертикалями ЛЭП, упругими изгибами громад самих сооружений на самой многоводной реке России, художник старался отразить в своих полотнах их изысканную красоту. По-разному художник изображал и сам кульминационный момент стройки — перекрытие.

Полотном, которое, пожалуй, лучше прочих смогло отобразить колоссальный энтузиазм строителей, перекрывавших Енисей, их отвагу, напряжение духовных и физических сил, является «Перекрытие Енисея в Саянах», в образах которого явно чувствуется «линия партии». Но вместе с тем живописная ткань холста пронизана искренним чувством радости, ощущением свершившейся победы, восхищением природной мощью и красотой. Многотысячная толпа людей, ритм строительных кранов на фоне Саян, бравурно поднятые кузова самосвалов, мощные всплески сопротивляющейся реки – образ холста предельно ясен: борьба с Природой закончилась безоговорочной победой Человека.

Тема полотна — актуальное в 1960–1970-х противостояние Техники и Природы, где Природа явно проигрывает,— решается за счет приближения и укрупнения того, что олицетворяет Технику (самосвалы, скидывающие каменные глыбы в Енисей), брызг возмущенного Енисея на первом плане, и лозунга: «Покорись, Енисей!». В основу картины лег готовый образ, тиражировавшийся на всех фотографиях о том событии — выразительное образное сочетание уходящих в небо скал, упрямившегося протестующего, бурлящего в узком проране Енисея и техники… Тем не менее, Ряннель умело использует выразительные средства живописи, при помощи которых превращает явления действительности в произведения искусства, где художественная правда не утрачивает правды жизненной и где так по-особенному остро ощутим пафос созидания.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: