Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова

1939, ст. Козулька Красноярского края – 2002, Красноярск

Конец колчаковщины

1977


В живописи исторический жанр всегда был и остается одним из самых сложных, а обращение к противоречивым событиям советской истории чревато идеологическими перекосами. Честность и искренность красноярского художника Анатолия Марковича Знака во всем – и в отношении к творчеству, и к страницам истории страны, и к жизни в целом – позволяла ему избегать всякой фальши. Именно поэтому революционные полотна мастера воспринимаются не как героизированный путь к победе нового строя, а как размышления об общечеловеческих ценностях.

Напряженным ощущением, пожалуй, самого драматичного конфликта истории страны проникнуто большое историческое полотно А. М. Знака «Конец колчаковщины», в котором не просто запечатлена сдача в плен белогвардейцев, что, собственно, вполне соответствовало идеологии времени. В этом холсте образ Гражданской войны преподнесен художником как противостояние миров, двух враждующих лагерей – лагерей, в которых по разные стороны оказывались близкие друзья, братья, отцы и сыновья. Художник не дает никаких оценок в своем произведении. Но в то же время он акцентирует внимание не столько на доблестных бойцах Красной армии, браво восседающих на своих боевых конях, сколько на побежденных, и, хотя зритель не видит лиц этих людей, он не воспринимает их безликой массой. Пусть по сюжету колчаковские офицеры кидают на землю оружие в знак принятия своего поражения – их трудно назвать проигравшими. Созданные кистью мастера образы белогвардейцев с их статью, военной выправкой, гордыми прямыми спинами олицетворяют собой осколки уходящего мира. Неслучайно художник показывает их темные, острые, как свечи, силуэты со спины, а их черные бурки на белом снегу, рождающие массу ассоциаций, — «образ значительной силы и глубины». Могильными крестами воспринимаются телеграфные столбы, поэтому кажется, что офицеры уходят в Вечность. Чистая, белая, переливающаяся хрустальными гранями сибирская зима придает еще более возвышенный тон трагическому звучанию.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: