Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи (Саранск)

1938, с. Кочелаево, Мордовская АССР – 2013

Беление холстов

1967


Главная тема творчества мордовского художника Виктора Андреевича Беднова – «Земля и люди» – раскрывается в жанре тематической картины. В масштабном полотне «Беление холстов» художник обращается к будничной ее стороне. Содержанием работы является жизнь мордовского села, культурные традиции народа. Автор хорошо знает уклад сельской жизни и стремится отразить ее характерные черты, т.к. с раннего детства познал все ее радости и тяготы. В. А. Беднов подсмотрел сюжет картины на своей родине, в селе Кочелаеве. На холсте воссоздана сцена утреннего беления холстов мокшанками. Это длительный процесс. Вытканный холст поначалу серого цвета. Чтобы сделать его белоснежным, холст выпаривали в щелоке, а потом на несколько дней расстилали на траве, причем делать это нужно было утром или вечером, потому что холстина все время должна быть влажной. На картине как раз изображен процесс расстилания холста.

Работа «Беление холстов» характеризуется поисками автора в передаче пространства. Персонажей произведения мы застаем за извечным занятием сельских женщин – отбеливанием вытканных за зиму холстов на весеннем солнце. На первом плане склон холма, у подножия которого как бы помещается сам зритель. На вершине холма группа женщин в национальных одеждах мирно беседует, расстелив на траве длинные холстины. Вытканное за зиму полотно, выдержанное на весеннем солнце, становится пригодным для шитья знаменитых мордовских рубах. Локальные цветовые пятна холстин выделяются на фоне заливного луга. Открытое пространство с буйством свежей зелени и длинные линии холстов, уходящие к деревне на вершине холма, формируют дороги, которые символизируют земной путь. Автор использует высокую линию горизонта, дабы усилить этот эффект. Домотканый холст имел для крестьян огромное значение, его использовали в самые важные моменты жизни. В полотенце оборачивали новорожденного, защищая от нечистой силы; оно же с иконой присутствовало при благословении молодых перед свадьбой; после смерти полотенце вешали над изголовьем постели завершившего земной путь (это, по поверьям, было необходимо для ангела, который вытирал о него свой меч).

Яркая, еще свежая от росы трава придает особую красочность сцене. Умело передано сияние солнечного дня, совпадающее с мажорным настроением персонажей. Горизонтали заднего плана подчеркивают состояние покоя, что царит в самом сюжете. Художник применяет прием перцептивной перспективы, усложняет трактовку пространства с целью придать большую масштабность изображаемому. Полотно поражает смелостью и сочностью цветовой палитры в незатейливом природном пейзаже, необычайной лиричностью и насыщенной экспрессивностью атмосферы. Творчество Беднова самым тесным образом связано с сельской жизнью. Отражая неразрывность человека, природы и труда, оно усиливается национальной компонентой.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: