Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи (Саранск)

Р. 1948, с. Рождествено, Ичалковский район, Мордовская АССР
Р. 1951, с. Ичалки, Ичалковский район, Мордовская АССР

Молодые животноводы

1984


Творчество Александра и Владимира Шадриных развивается в русле социалистического реализма. Сила лучших принципов этого направления проявляется в утверждении будущего, но, прежде всего, жизненной правды современности. Ориентация на точность воссоздания конкретных, определенных фактов и событий составляет яркую черту творчества Шадриных в контексте развития тематической картины 1980-х годов.

Естественный пафос несколько наивного отражения действительности характеризует картину «Молодые животноводы» (1984). В основе произведения лежит идея преемственности поколений. Молодые животноводы, пришедшие на ферму поучиться у старшего поколения, составляют правое крыло полукружия композиции холста, левое — это наставники. В центре многофигурной композиции — женщина, в мокшанской национальной одежде нуле (позирует Е. И. Шадрина, мама художников), которая делится своими знаниями с молодежью.

Каждый герой группового портрета имеет свою психологическую характеристику, свое настроение. Художники любуются юными лицами, исполненными внутреннего света и тепла, и заботливыми, умудренными жизненным опытом, лицами наставников. Группа изображена в тени навеса в сложном живописном приеме контражура, когда свет льется сзади фигуры, ярко выделяя силуэт человека, оставляя лицо в тени. Благодаря вечной художественной метафоре солнца, которое заливает светоносным потоком колхозный двор на втором плане картины, лучами ложится на деревянный настил под ноги девушек, создается единый просветленный образ молодости, а в целом –будущего.

В этом полотне, несмотря на конкретизацию действия, присутствует элемент предстояния, лица участников сцены хранят мудрую тайну крестьянского бытия. Это великое изначальное знание, хранимое на генетическом уровне, преобразует обычный производственный сюжет в философскую картину связи времен, традиций, поколений. Время здесь воспринимается как настоящее «сейчас» и вечное «всегда».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: