Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи (Саранск)

1946, Саранск, Мордовская АССР – 2015, г. Саранск, Мордовия

Улица Коммунистическая

1980


Пейзаж мордовского художника Владимира Якутрова выглядит как архитектурный макет, окинутый сверху взором советского зодчего. Начиная с 1960-х годов советские градостроители любили подавать свои проекты в виде громадных макетов. Пластиковый город коммунистического будущего не имел подробностей, но поражал масштабностью. В такой же манере выполнена и картина Якутрова, посвященная столице Мордовской АССР. Центр Саранска показан художником в условной манере: сверху вниз прочерчена мощная перспектива прямой улицы, ее застройка разбита на три группы, каждая из которых изображена со своей точки. Городская перспектива показана как традиционный символ коллективной надежды на будущее, жизненного шанса общества, об этом говорила и топонимика города (улица, ведущая к коммунизму).

На рубеже 1970–1980-х годов столица национальной автономии активно развивалась экономически, строилась, беспрепятственно расширялась пространственно. Типовые пятиэтажные жилые дома привлекательного телесного цвета уходят к горизонту, где видны телевизионная вышка (символ современной техники) и многоэтажный силуэт – такими микрорайонами город ежегодно прирастал во всех направлениях. Разрывы между типовыми зданиями заполнены осенними деревьями с огненными кронами, живо напоминающими море кумачовых стягов на демонстрации трудящихся. На тротуарах толпятся пешеходы, по проезжей части мчится общественный и легковой транспорт. Хаотичную городскую жизнь приводит к порядку стоящий на перекрестке регулировщик – знак власти, передающей полномочия от проектировщика к управленцам.

На первом плане пейзажа показаны здания Совета министров, гостиницы, госбанка и телеграфа, далее Музея им. С. Д. Эрьзи и ДК профсоюзов. Эти общественные здания были построены на месте деревянных кварталов во второй половине 1970-х годов по типовым проектам и образовали общегородской общественный центр на Коммунистической улице. Среди зданий с пилонами и плоскими крышами выделяется единственный элемент городского дизайна – фонтан «Одуванчик» на Коммунистической площади. Картина Якутрова важна и как исторический документ: все показанные на ней здания в 2010-е гг. были внешне реконструированы и приобрели более декоративный облик.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: