Музей изобразительных искусств Республики Карелия (Петрозаводск)

р. 1932, г. Оха, Сахалин

Сыновья. Сорок первый год

1984


Когда началась война, Б. Н. Поморцеву было девять лет. И он, конечно, помнит, как уходили на фронт, и как их провожали. И это щемящее ощущение преждевременной потери он отразил на холсте. Из далекой заонежской деревни на маленьком острове в Онежском озере отправляется на войну группа молодых новобранцев. Это, по сути, мальчики 18-19 лет, которые группой в пять человек стоят, переправляясь через речку, в большой вместительной знаменитой лодке-кижанке. Их переправляют родители – двое пожилых людей, сидящих за веслами. Конечно, в реальной жизни в лодке не стоят, так плыть в ней практически невозможно. Но здесь картина-воспоминание. И река играет в ней символическую роль. Это определенный рубеж, отделяющий мир прошедший, мир относительно беззаботного детства, от совершенно иного мира, кровавого и жестокого, – мира войны. Тёмный еловый лес, и перед ним изображена небольшая церквушка, как символ опоры и надежды. Мирно спящая деревушка с десяток дворов. Подобно статуям стоят, сгрудившись в лодке, её молодые герои –  парни призывники, создавая основную драматическую ноту, усиленную грозно-торжественной, как бы мертвенной тишиной. Они собранно и настороженно смотрят перед собой, будто оценивая предстоящую свою жизнь и судьбу, но один из них всё же обернулся и прощальным взглядом еще раз осматривает родную деревню, словно прощаясь с прошлой жизнью. На переднем плане колорит картины принимает неприятно тревожащие грозные кроваво-красные оттенки, они повторяются и на дальнем плане – в облачности на горизонте.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: