Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)

1928, Второй Эргитский наслег Западно-Кангаласского улуса – 2017, г. Якутск

Народные писатели Якутии: Амма Аччыгыйа - Н. Е. Мординов, Кюннюк Урастыров - В. М. Новиков, Элляй - С. Р. Кулачиков, Суорун Омоллон - Д. К. Сивцев

1974


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Для творчества якутского художника Афанасия Осипова характерно монументальное масштабное видение, широкая манера тонового письма, чистота и тональная согласованность цветов, жанровое разнообразие. В его полотнах впервые прозвучали многие темы: спорт, новостройки Якутии, проблема сохранения природы и другие.

Картина «Народные писатели» создана в 1970-х годах, когда в области портретного жанра на смену обобщенным характеристикам, исполненным социального пафоса, приходят более индивидуализированные и личностные образы. Работа представляет собирательный портрет или «хоровую» портретную композицию, где системообразующей темой является индивидуальная жизнь, но не отдельного человека, а группы, коллектива.

Амма Аччыгыйа, Кюннюк Урастыров, Эллэй и Суорун Омоллон изображены под кроной могучей лиственницы вокруг небольшого костра-дымокура. Долина реки Лены – Туймада, где стоит город Якутск, послужила фоном этого группового портрета. Здесь писатели ступили на широкую дорогу счастливой творческой судьбы, объединившись в крепкий союз. С колыбелью ассоциируется родная земля, сумевшая вскормить корни могучего древа национальной литературы. Чувство покоя рождает теплый и благородный колорит осеннего пейзажа.

Каждый из портретов в картине при безусловном внешнем сходстве наделен еще и своей живописной мелодией, убедительной пластической характеристикой, соответствующей основному складу его личности, творческой индивидуальности, темпераменту. В центре композиции изображены ведущие беседу Кюннюк Урастыров и Эллэй. Цветовая доминанта в живописной характеристике полотна принадлежит Эллэйу. Красный – символ боевой гражданственной поэзии, цвет новой эпохи. Эллэй ведет разговор, выразителен его жест рук. Поэту и олонхосуту Кюннюку Урастырову, чье творчество вырастает из корней народной культуры, художник отвел место у самого основания лиственницы, уподобленной Древу жизни. Диалог центральных героев обогащен характеристиками задумавшегося писателя Суорун Омоллона, ушедшего в свой внутренний мир, и внимательно, сосредоточенно смотрящего вдаль Амма Аччыгыйа. Пластические символы и метафоры не выглядят навязчивыми, они органичны для эпического по своему духу произведения.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: