Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)

1928, Хатын-Арынский наслег Намского улуса - 1994, г. Якутск

Проводы

Серия «Великая Отечественная война». 1986


С именем Элляя Сивцева связан целый этап в развитии изобразительного искусства Якутии: Он был зачинателем станкового эстампа, его творчество оказало значительное влияние на формирование традиций графического искусства Республики Саха. Темы родного края, его истории и людей своеобразным лейтмотивом проходят через все творчество Эллея Сивцева.

Серия «Великая Отечественная война» венчает многолетние творческие поиски графика. Событийны и сюжетны литографии, связанные между собой единым замыслом и расположенные в определенной последовательности. Новеллы, воссоздающие жизнь в отчих местах («Проводы», «Письмо с фронта», «Вернулся»), чередуются с сюжетами боевыми, повествующими о силе и непобедимости защитников Родины. Здесь и ранение друга на поле сражения («Друзья»), и долгожданный миг победы у колонн рейхстага («Победа»). Завершает цикл, как в Олонхо, народный праздник Ысыах в честь Победы на якутской земле. С проникновенной поэтической глубиной раскрыта атмосфера прощания солдата с любимой («Проводы»). Художник сумел точно передать характер эпохи – того горького времени, когда до Победы было еще так далеко, но вера народа в Победу уже окрашивает темноту ночи светом в окошке балагана. Эмоциональную проникновенность сцены прощания создает точный отбор типажей (молодые мужчина и женщина) и предельно скупое пейзажное окружение (темная ночь, балаган и лошадь у коновязи на пригорке, густой лес). Победа в одноименной литографии представлена графиком не столько как апофеоз великой победы у стен поверженного рейхстага, а как долгожданный и неумолимый итог тяжкого труда воинов, стариков, женщин и детей в тылу, прошедших через страшное горнило войны.

Серия «Великая Отечественная война» Э. С. Сивцева – это потрясающая летопись мужества людей, которые сражались, умирали, ждали, но не сдавались.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: