Женщины двадцатых
Левая часть триптиха «Разбитое зеркало». 1998–2005
- Холст, масло. 94 х 113,5
- Ж-2344
- Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)
- Поделиться
Народный художник Якутии, член-корреспондент Российской Академии художеств, Артур Дмитриевич Васильев – талантливый живописец, творчество которого ярко представляет современное искусство Республики Саха. Его творчество характеризуется стремлением к анализу глубинных процессов жизни, к чуткому проникновению в мир размышлений, философских обобщений. Именно с этой точки зрения интересен его триптих «Разбитое зеркало», над которым художник работал в течение 10 лет с 1998 по 2008 годы.
Полотна можно назвать художественной эпопеей, в которой сплавлены воедино судьба человеческая и судьба народная. Распространенный среди современных российских художников прием использования старых фотографий находит у Артура Васильева новый ход – в разбитом зеркале отражаются сцены прошлого. Произведение потрясает своим психологизмом, эмоциональностью, драматизмом. Выразительная живопись делает образную плоть произведений трепетной, наполненной чувством.
Левая часть «Женщины 20-х», посвящённая времени установления советской власти в Якутии, изображает уцелевшую часть старинной семейной фотографии. Ее разорванность символизирует утрату цельного традиционного уклада народной жизни. Лица старшей женщины не видно: оно принадлежит дореволюционной жизни. На нас смотрят среднее и младшее поколение семьи, разломанной безжалостной историей. Вглядываясь в эти полные достоинства женские лица, думаешь об их судьбах, неразрывно связанных с драматической судьбой страны.
Правая часть «Похороны колхозника», разворачивает перед нами очередной крах нашей истории – похороны самой идеи колхоза. В картине два выделенных в общей цветовой гамме ярких алых пятна образуют торжественно-траурный акцент, не разрушая общей сероватой разбелённости колорита. Это своеобразный изореквием по рухнувшей системе, строительству которой было принесено столько жертв.
В центральной части («Амга») художник изображает пейзаж, подчёркивая настроение духовной сосредоточенности, создаёт драгоценное природное обрамление для коллективного исторического портрета, напоминает об изумительной красоте земли с ее долинами, лесами. Обобщённый характер пейзажа позволяет воспринимать его как философский образ мироздания и родной природы, как олицетворение земной жизни и неразрывной связи эпох и поколений.
Авторские рамы, исполненные в виде старых наличников, объединяют триптих в единую композицию, пронизанную сложным сочетанием эмоционального переживания и философского постижения исторического прошлого и настоящего.