Бой под слободой Стрелецкой
1942
- Холст, масло. 151,0 х 354,0
- Ж-288
- Нижнетагильский музей изобразительных искусств
- Поделиться
Картины московского художника Василия Николаевича Яковлева выделяются широтой композиции, технической завершённостью.
В годы Великой Отечественной войны В. Н. Яковлев активно включился в художественную жизнь страны, им создана галерея парадных портретов полководцев, героев войны. В 1942 году в январе Яковлев выезжал на фронт. Художник видел лично места, где только что шли бои, он побывал возле Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря в Московской области. В мужском монастыре после революции был расположен детский дом и школа. В начале Великой Отечественной войны основная часть детдомовцев была эвакуирована.
30 сентября 1941 года группа армий «Центр» начала наступление на Москву (операция «Тайфун»). Им противостояли войска Западного фронта РККА. К середине октября 1941 года Волоколамское направление стало одним из важнейших. Его оборона была возложена на 16-ю армию генерал-лейтенанта К. К. Рокоссовского. Территория монастыря была занята войсками Красной армии. Несмотря на упорное сопротивление советских войск, к концу октября 1941 года немецким войскам удалось постепенно оттеснить их к Москве. В конце октября части вермахта заняли и Теряево, и монастырь, и все окрестные деревни.
После ожесточенных боев 18 декабря 1941 года территория монастыря была освобождена бойцами советской армии. После освобождения в монастырь вернулся детский дом. Все, что увидел художник, он воплотил в большой картине "Бой под слободой Стрелецкой": широкая дорога по обе стороны завалена разбитой техникой ‑ танки, грузовики, пушки, а по дороге стремительно идут в наступление наши войска. Общий мажорный строй картины вселяет надежду на победу, до которой, как казалось тогда, уже очень не далеко.