Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

1902, Саратов – 1975, Саратов

Авиамоделисты

1934


  • Участие в виртуальных выставках и 3D-турах
  • Поделиться

Творчество Бориса Васильевича Миловидова – одно из интересных и значимых явлений в саратовском изобразительном искусстве. Яркий представитель «саратовской живописной школы», ученик Петра Саввича Уткина, он вошёл в искусство в 1920-е годы как мастер тонкого лирического пейзажа и камерных, «воздушных» натюрмортов.

С наступлением эпохи социалистического реализма, в которой тихой лирике не было места, в творчестве художника произошли перемены, объясняемые новыми веяниями. Произведения Б. Миловидова 1930-х  годов не стали менее мастерскими, живописная культура не изменила художнику, но стилистика его произведений стала иной. И уже не «голуборозовская» мечтательная дымка, а «плоть земли» начала царить в них. Характерное для советской живописи той поры усиление сюжетного начала сказалось и на искусстве Миловидова.

Картина «Авиамоделисты» написана художником в 1934 году. На полотне изображены юные авиамоделисты, увлечённо работающие над созданием планера. Они стоят около рабочего стола, с лежащим на нём чертежом и корпусом будущего планера. Модель, над которой они трудятся, почти готова. Один из них, в голубой рубашке, склонившись над столом, изучает чертеж, размышляя, куда присоединить находящуюся в руках деталь. Другой – наблюдает за работой товарища. Третий, только что приклеивший деталь к «хвосту» планера,  ‑ рассматривает результаты своего труда.

Именно этим полотном Борис Миловидов «входит» в советское искусство. Работу, без сомнения, отличают и красота живописи, и ясная, «культурная» композиция, и искренний интерес автора к главным героям. Являясь характерным художественным документом эпохи, картина прочно вошла в историю саратовской живописи тридцатых годов. Не случайно на Первой краевой выставке в 1934 году она занимала центральное место, а Радищевский музей сразу приобрел ее в свое собрание. В публикациях «Авиамоделистам» были посвящены пространные и восторженные высказывания. Критики утверждали, что Миловидову «удалось не надписью к картине, а средствами художественного мастерства показать, в каком направлении растут наши пионеры…, куда идет наша страна…»


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: