Симферопольский художественный музей

1872, Феодосия — 1943, Феодосия

Порт воображаемого города

1932


Тема индустриального пейзажа пришла в творчество крымского художника Константина Богаевского в конце 1920-х годов и была приметой нового времени в отечественном искусстве. Для К. Ф. Богаевского была характерна «безлюдная стройка», населённая механизмами и остовами будущих сооружений, штабелями стройматериалов и хаотично разбросанными временными строениями. В этом многословии деталей художник сохраняет полное спокойствие и бесстрастие, что вместе с уравновешенными объёмами композиции и ровным светом даёт какое-то непривычное для этого жанра решение. При всей верности перенесённого с натуры наблюдения, в ней нет личностного переживания мотива, есть созерцание. Вечный полдень классического искусства почти юмористически воспринимается в такого рода пейзажах. Художник невольно лишает пафоса жанр, который в отечественном искусстве родился как гимн будущему.

К. Ф. Богаевский прежде всего фантаст, он грезит прошлым своей Киммерии. Современность ему чужда, тем более реальная. В жанре фантастики он находит выход для индустриальной темы. «Порт воображаемого города» – одно из подтверждений тому, как индустриальная тема стала уместной в виде городов будущего. Причудливые портовые сооружения, необычное судно, огни прожекторов и лучи восходящего солнца – редкая по сюжету для живописи К. Ф. Богаевского работа. Он обращается к городской машинерии и промышленной архитектуре, как к некоему «иномирию», сродни «Аэлите».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: