Смоленский государственный музей-заповедник

1926 (1922?), Москва – 1973, Москва

Село Большая Пысса. Весна

1971


В 1960-е годы Владимир Федорович Стожаров несколько раз приезжал в Коми АССР. Более десятка панорамных картин, созданных им по впечатлениям от этих поездок, посвящено северному селу Большая Пысса. Она стала для художника неисчерпаемым источником творческого вдохновения. Стожаров писал ее в разное время года с похожих ракурсов, любуясь живописными спусками, заменяющими привычные улицы, «сбегающими» с пологих склонов к реке Мезень бревенчатыми домиками, так похожими на пчелиные ульи.

Картина «Село Большая Пысса. Весна» (1971) открывает неожиданную возможность познакомиться с самобытной материальной культурой жителей Удорского района. Например, с необычными банями – домиками «на курьих ножках», плотной группой расположенными на переднем плане. Большинство бань этого северного села стоит вдоль берега полноводной Мезени на деревянных столбах. Подобный тип не имеет аналогов в Республике Коми.

Использование столбовых конструкций связано с особенностями ландшафта: Большая Пысса раскинулась на высоком холме, с которого дома спускаются к реке, поэтому для устройства ровной площадки на склоне нужны столбы-подпорки. Строить бани на столбах жителей подталкивали и высокие наводнения, часто случавшиеся на Мезени


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: