Тверская областная картинная галерея

р. 1925, Бежица Брянской области
1922, Бежица Брянской области — 2022, Москва

Портрет матери-героини Веры Петровны Пакетовой с детьми

1961–1963


Для выдающихся мастеров реалистической школы живописи послевоенных лет Сергея Петровича и Алексея Петровича Ткачевых Тверской край сыграл особую роль в развитии их искусства. В первые послевоенные годы братья Ткачевы учились в Московском художественном институте имени В. Сурикова у таких признанных классиков отечественного изобразительного искусства, как Игорь Грабарь, Георгий Ряжский и Дмитрий Мочальский. Сами братья Ткачевы отмечали, что на развитие их таланта значительное влияние оказали Сергей Герасимов и Аркадий Пластов, чьи пейзажи и пейзажно-жанровые полотна вдохновляли молодых художников.

Совместную творческую деятельность живописцы начали в начале 1950-х годов, когда однажды Алексей нарисовал эскиз, а Сергей раскрасил его акварелью. Это был этюд к их первой картине. Удивительно, но совместная работа не стерла индивидуальную живописную манеру братьев: каждому из них удалось сохранить свое творческое начало, обогатить и дополнить художественный метод друг друга. Созданию каждой картины предшествует огромная подготовительная работа – большое количество этюдов и рисунков. Работая над композиционным решением полотен, они пробуют разные варианты, особое внимание уделяя точности деталей изображаемого.

К темам, отраженным в картинах художников Ткачевых, относятся: быт русской деревни, военные будни, восстановление села, тяжелый женский труд, но вместе с тем и озорные забавы детворы, деревенские праздники и отдых простых людей. Изображая реальных персонажей, авторы стремятся к типизации образов и ситуаций, раскрывая правду времени, одновременно наполняя свои работы тонким лиризмом, поэтизируя своих героев.

С 1950-х годов Ткачевы активно участвовали в творческих заездах на «Академическую дачу им. И. Е. Репина» – в знаменитый дом творчества художников. Большая натурная практика, коллективные просмотры, талантливые руководители и, конечно, сама природа помогли молодым авторам найти свой путь в искусстве. Этот уголок вышневолоцкой земли так глубоко проник в сердца художников, что они решают приобрести дом в окрестностях «Академички».

Портрет матери-героини Веры Петровны Пакетовой с детьми, написанный в 1961–1963 годах, представляет соседку Ткачевых по деревне и восьмерых ее детей. Сдержанный по своим выразительным средствам портрет являет нам женщину огромной внутренней силы. Загорелое лицо и руки, сухая и жилистая фигура – все говорит нам о тяжелой работе в поле, но ее глаза не выражают усталость, только достоинство и спокойствие. Фигура матери статична, а вот детские образы переданы динамично, они, как малые беспокойные пичужки, жмутся к маме, постоянно отвлекаясь и не утруждая себя позированием. По сути, картина является групповым портретом, но художники в названии намеренно выделяют одну героиню, подчеркивая силу русской женщины.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: