Моя мама
1969
- Холст, масло. 167 x 145
- Ж-875
- Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Киров
- Поделиться
Работая на киностудии «Мосфильм» над фильмом по произведению В. П. Катаева «Время, вперед!» (1965), Юрий Ракша погрузился в атмосферу героики и энтузиазма первых пятилеток. Изучил документальный и кинохроникальный материалы, образную структуру довоенных произведений А. А. Дейнеки, Г. Г. Ряжского, А. Н. Самохвалова, Ю. И. Пименова. Подготовительный этап к ленте пробудил глубокий интерес к теме новостроек, позже успешно закрепленный в картине «Моя мама», которая принесла Ю. М. Ракше широкую известность.
Свою маму Юрий Михайлович Ракша молодой не помнил. Она работала на фабрике разнорабочей. Война, послевоенный голод… И к 1950 году, когда отец вернулся домой, мать, по воспоминаниям сына, была уже совсем старухой. Но той её, столь рано окончившейся юности, которую он не застал, не запомнил, но которую сумел прочувствовать, художник посвятил свою картину, которую так и назвал – «Моя мама», где изобразил молодых строительниц Магнитогорска 1930-х годов. Женские образы картины убедительны, они впечатляют благодаря сочетанию творческой интуиции автора и его жизненных наблюдений. На полотне психологически точно и с определенной предметной наглядностью воссоздана атмосфера молодежной новостройки, приметы предвоенного быта. Сюжет построен ясно, графически чеканно.
Это мажорная жанровая сценка с группой девушек, собирающихся после трудового дня на свидание, типичный скромный интерьер женского общежития, индустриальный пейзаж вдали за окном, мягко аккомпанирующий радостному состоянию портретной группы. Часть комнаты девичьего общежития в дощатом бараке-времянке. Одна из железных казённых кроватей покрыта лоскутным, явно деревенским одеялом. За окном видится мужчина, расположившийся в терпеливом ожидании. Он ждёт ту, светловолосую и босоногую, которая в центре комнаты стоит спиной к нам.
Полотно нежно и проникновенно сфокусировало лирическое ощущение времени. Подобное решение вызвано и глубоким чувством автора к матери, бывшей в рядах строителей Магнитки, и последовательным творческим методом художника, основанным на широком поэтическом осмыслении факта действительности. При таком методе не ослабляется историческое напряжение, эмоциональный колорит эпохи. Так, зрители – современники Магнитостроя ‑ отмечали в письмах к автору полотна «Моя мама» высокую психологическую достоверность произведения. Картина принесла Юрию Ракше огромную популярность. Бывая в творческих командировках, художник с удовольствием видел своё произведение то в шофёрской кабине машины, то в рабочих общежитиях, то в вагончиках строителей БАМа… Всё было знакомо в картине, узнаваемо, напоминало каждому зрителю о чём-то своём, памятном и дорогом…