Донце прялки
Район г. Городца, Нижегородская губерния. Первая половина XIX века
- дерево, скобчатая резьба, инкрустация мореным дубом, подцветка. 15 х 28 х 72
- ОНИ/Д-672
Пост. в 1940 из ГИМ
- Экспонирование Флигель Росси, Зал 6 Открыть панораму зала в виртуальном туре
- Период Первая половина XIX века
- Поделиться
Центр производства художественных прялок существовал в Нижегородской губернии возле Городца в деревнях Хлебаиха, Репино, Курцево, Косково по правому берегу реки Узолы, притока Волги, с конца XVIII века. Все искусство украшения сосредоточивалось не на лопасти, вместо которой в донце вставлялся широкий кленовый гребень, а на осиновом донце. Именно оно было превращено поколениями мастеров в своеобразную "картину", которую после работы вешали на стену для украшения избы.
Роспись утвердилась здесь не сразу. Ее предшественницей была уникальная по своей технике резьба, сочетавшаяся с инкрустацией кусочками мореного дуба, вылавливаемого тут же, в Узоле. Долго пролежав в воде, древесина становилась темного цвета, она эффектно выделялась на светлых осиновых донцах. Форма городецкого донца – широкая короткая доска с обрезом овальной формы на переднем конце, где крепится выступ для гребня. Выступ имеет форму изогнутого каблучка или усеченной пирамиды. До 1870-х годов донца украшались орнаментальными или сюжетными композициями. Так, вдоль всего донца вырезалась, например, карета с женской фигуркой внутри и с кучером, погоняющим коня под огромной дугой; это были так же всадники или пешие охотники на птицу, сидящую на вершине невиданного древа; ряды гуляющих под зонтиками дам и кавалеров, марширующих военных. Детали изображений (человеческие фигурки, кареты, цветы) выполнялись изысканной и динамичной техникой скобчатой резьбы, дополненной вставками из дуба. Часто резьба подкрашивается голубыми, оранжево-красными, зелеными красками.