Резьба по дереву
Резьба по дереву — один из наиболее развитых видов русского народного искусства. Основные виды технических приемов резьбы, выработанные в древности, сохраняются до наших дней. Это скульптурно-резная обработка дерева. Вначале топором вырубается заготовка, затем следуют долбление, резьба и орнаментальная разделка разными инструментами. Деревянные художественные изделия, украшенные различными способами резьбы, составляют значительную часть собрания народного искусства в Русском музее.
Ранние памятники (их очень немного) относятся к XVII веку. Выдающимся произведением резьбы является подстолье.
Искусство резьбы по дереву представлено традиционными бытовыми предметами, служившими многим поколениям людей. Пряничные доски разных форм и размеров, вальки для стирки белья и рубели для выкатывания (глажения) холста, ковши и солоницы демонстрируют многообразие приемов резьбы (трехгранновыемчатой, ногтевидной, скобчатой, долбления) и орнаментов (геометрических, растительных, сюжетных).
Декоративность, изобилие резных мотивов, сочетание их с раскраской и росписью становятся характерными для всего комплекса предметов, украшенных трехгранновыемчатой резьбой. Эта тенденция развития искусства резьбы на протяжении XIX века хорошо прослеживается на обширном материале коллекций резных прялок из разных областей Русского Севера. Преобладающий, главный мотив узоров — круг, лепестковая, лучистая или вихревая розетка. На прялках, украшенных солярными знаками, звучат отголоски представлений славян о Солнце как источнике жизни, тепла и света.
Наиболее яркие образцы прорезной бересты дает город Великий Устюг и Шемогодская волость вблизи него. В Шемогодье к 1880-м годам сложился промысел.
Монументальная резьба Севера России в коллекции музея представлена конями-охлупнями из Вологодской и Архангельской губерний, снятыми с домов, построенных в первой половине — середине XIX века.