Подросток воспринимался в этой системе координат как недо-взрослый, который в процессе обучения и воспитания приобретает все необходимые для жизни взрослого полезные качества и переходит на следующую ступень развития. Исходя из этого детство пионера, каким оно виделось авторам коммунистической идеологической модели, было занято исключительно «взрослыми» занятиями с поправкой на возраст. Нельзя, наверное, найти такую сферу деятельности советского человека, у которой не было бы параллельного пионерского мира. Если взрослые готовились к войне и метко стреляли, чтобы получить нагрудный знак «Ворошиловский стрелок», то и дети учились, и лучшим из них вручался значок «Юный Ворошиловский стрелок».
Павел Бельский. «Блестит на курточке значок». Тема детства в советском массовом рельефе миниатюрных форм // Дети Страны Советов. СПб, 2017. С.28-29.