Коллекция онлайн

Кресты-тельники

Русский Север (Великий Устюг). Конец XVII — XVIII век


Группа крестов-тельников из собрания Михаила Петровича Боткина, аналогичных произведениям из других музеев и особенно полно представленных в коллекции ГИМ, относится к изделиям Великого Устюга — торгово-промышленного центра «именитых» купцов Строгановых. Исследователи связывают кресты с этим городом по своеобразной форме и расцветке эмалей, повторяющих красочную гамму великоустюжских эмалей по сканому орнаменту (см. Венчик и цата, БК-3409–3411).

Отличительной чертой данных крестов является украшение их эмалью не по скани, а по литому орнаменту, углубления которого после отливки изделия заполняла эмаль.

Один из вариантов таких крестов представляет крест-тельник со стилизованными цветами в виде ромбов, лепестков на концах ветвей и прорастающих бутонов (внизу) (ил. а). Они позволяют отнести крест к типу «процветшего», отразившего символику Крестного древа. С образом процветшего древа Креста, видимо, связан и цветочный узор на обороте. Сочетание белого эмалевого фона с черной, а также яркой зеленой, темно-голубой и прозрачной светло-голубой эмалью типично для Великого Устюга. Характерны для этого центра и разбросанные по лицевой и оборотной сторонам кружки с желтыми точками на черном и черными — на желтом фоне. Надписи ЦРЬС//ИС/ХС/НИКА оставлены в серебре на фоне черной эмали.

Второй вариант представляют две разновидности крестов-тельников со скругленными концами — с плоскими окончаниями и с объемными выступающими четырехгранными пирамидками (ил. б, в). Ветви этих крестов соединяет кольцо с волнистым внутренним краем. Один из крестов утратил все четыре выступающих луча, символизирующих четыре стороны света, а другой — два. На плоских концах первого креста, в кругах на фоне черной эмали, исполнены надписи: ЦРЬ//СЛА (Царь Славы); ИСЪ//ХСЪ (Иисус Христос); КОП/ТРО (Копие Трость); МЛР/АБЫ (Место Лобное Рай Бысть). Оборотная сторона крестов украшена узором из цветов лилии и розетки в центре, также связанных с символикой древа Креста. Цвета эмалей, орнамент в виде точек и кружков на обоих крестах — те же, что и на первом (ил. а), но появляется дополнительная прозрачная изумрудно-зеленая эмаль. Пирамидки в окончаниях ветвей одного из крестов сближают его с украшенным эмалью золотым крестом-тельником 1620 – 1630-х годов из мастерских Московского Кремля (см.: Мартынова, 2002.Кат. 37). Это свидетельствует о воздействии эмальерного дела Москвы на творчество великоустюжских мастеров. Однако изделия с эмалями Великого Устюга сохранились и известны лишь с последней четверти XVII века, что позволяет датировать кресты Русского музея концом XVII века.

Третий вариант «процветших» крестов имеет сложную форму, образованную замысловатым ажурным сплетением трав и цветов (ил. г). На лицевой стороне среди вьющихся побегов помещено изображение восьмиконечного Голгофского креста с копием и тростью по сторонам. Вверху и внизу имеются сопроводительные надписи: ЦРЬС//IС/ХС (Царь Славы Иисус Христос); Г/А (Глава Адама); НИКА. Крест окружают три четырехлепестковых цветка в технике эмали по литью. На оборотной стороне по бокам от восьмиконечного креста размещены четыре прямоугольных щитка с фрагментом текста песнопения: «О Тебе радуется, обрадованная, всякая тварь, архангельский собо[р]». Ажурный крест обрамлен семью ромбиками с голубой эмалью и шестью небольшими усиками-штралами, на которые обычно крепились бусинки из жемчуга или кораллов. В эмалевом оформлении преобладают белый и голубой цвета, в рисунке — лепестковые розетки, кружки и точки, а также ромбы с голубой эмалью, обрамляющие крест по контуру, повторяющие декор креста (ил. а). Они свидетельствуют о принадлежности нарядных ажурных крестов тельников этого типа к изделиям ювелиров Великого Устюга конца XVII века. Их ажурный динамичный растительный узор — своеобразное проявление барочного цветочного стиля, широко распространенного в русской художественной культуре второй половины XVII века.

а) Крест-тельник. Конец XVII — XVIII век. Серебро; литье, эмаль, золочение. 5,9 × 4,2

б) Крест-тельник. Конец XVII века. Серебро; литье, эмаль. 6,3 × 4,6 (лучи утрачены)

в) Крест-тельник. Конец XVII века. Серебро; литье, эмаль. 5,8 × 4,4 (два верхних луча утрачены)

г) Крест-тельник. Конец XVII века. Серебро; литье, эмаль, золочение. 7,8 × 7 × 1,6

А. А. Макарова // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 186.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: