Лампада. 1646
Москва; Санкт-Петербург. Середина XIX века
- Серебро, медный сплав, ковка, чеканка, литье, гравировка, золочение, серебрение. Дм — 41 (без цепей); в. — 138 (с цепями и коптильником)
- БК-3057
Пост. в 1925 из Александро-Свирского монастыря через ГМФ- Происходит из Преображенского собора Александро-Свирского монастыря. Вклад Федора Малого
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
Из Троицкого Александро-Свирского монастыря происходят пять уникальных серебряных лампад XVII века, имеющих декоративные надписи с точными датами и именами вкладчиков (все — ГРМ). Самой ранней из них является данная лампада, вложенная московским степенным ключником Федором Малым к серебряной раке преподобного Александра Свирского (ил. 42). Большая, полусферической формы лампада украшена четырьмя позолоченными кругами с великолепным резным орнаментом в виде восьмилепесткового цветка, окруженного вьющимися стеблями с трилистниками, вторящими декору чеканной раки. По верхнему, слегка выступающему золоченому краю лампады резана вязь вкладной надписи, начинающаяся небольшой заставкой растительного характера. Эта превосходная работа московских серебряников особо ценилась в монастыре. Судя по монастырским записям, лампада изначально была поставной и использовалась как неугасимый светильник перед чудотворными мощами преподобного, символизирующий вечный нетленный свет божественной благодати и возносимую молитву. По монастырской традиции, перед неугасимой лампадой с молитвой о здравии и за упокой читалась Неусыпающая псалтырь и Синодик.
В середине XIX века лампада была переделана и повешена «пред образом преподобнаго Александра Свирского» недалеко от раки, в приделе святого Александра Свирского. Чтобы лампада стала подвесной, из посеребренного медного сплава были заново сделаны фигурные крепления для цепей, три плетеные цепи, крепившиеся вверху к гладкому, простой формы колпачку-коптильнику, и верх лампады — насвечник на двадцать семь свечей с центральным, поднимающимся в виде ампирной вазы подлампадником, на дне которого поставлено фабричное клеймо, указывающее на то, что все поздние доделки были исполнены на небольшой петербургской фабрике накладного серебра «Кондратьев Егор Николаевич и сын», основанной в 1840-е годы и выпускавшей в основном самовары вплоть до закрытия в 1867 году. Техника так называемого накладного серебра широко применялась в XIX веке для изделий, требующих более толстого и долговечного слоя серебрения.
Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 53.
По верхнему краю вкладная надпись: ЛЭТА ЗРНД (7154=1646) ФЕ(В)РАЛЯ ВЪ К (20) (Д)[Е](Н)[Ь] СТЕПЕН(Н)О(И) КЛЮЧНИКЪ ФЕОДО(Р) ПЕ(Р)ВОВА С[Ы]НЪ МАЛОВО ДА(Л) СИЮ ЛАМПАДу В[Ъ] ДО(М) ЖИВОНАЧА(Л)НЫЕ ТРОИЦЫ И ПРЕЧИСТО(И) Б[ОГОРО](Д)[И]ЦЕ ЧЕ(С)ТНАГО И СЛАВНАГО ЕЯ ПОКРОВу И ВЕЛИКОМу ЧуДОТВО(Р)Цу НИКОЛЕ И ПРЕП[О](ДО)БНОМу ИГуМЕНу АЛЕКСАНДРу СВИ(Р)СКОМу НОуГОРОЦКОМу ЧЮДОТВО(Р)Цу ПО СЕБЭ И ПО СВОИХЪ РОДИТЕЛЕХЪ ВЪ ВЭЧЬНЫ(И) ПОМИНОКЪ.